Какие выплаты положены молодым специалистам-учителям. Молодому учителю

молодому педагогу

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной. Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию.

Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

    вызвать искренний интерес к предмету;

    грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;

    ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;

    вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;

    контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;

    установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;

    выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

    В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

    Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

    Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

    Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.

    Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.

    Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; создавайте специально для уроков презентации; выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.

    Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.

    Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

    Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

    Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

І. Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.

    Изучите материал этого раздела.

    Проанализируйте учебный материал.

    Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока.

    Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.

    Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

    Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

    Продумайте структуру урока, его ход.

    Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.

    Повторите про себя или вслух основные моменты плана.

    Проверьте себя:

    какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

    какое умение формируется на данном уроке;

    какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;

    какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

ІІ. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добиваетесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

    Начните урок энергично. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

    Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

    Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.

    Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

    Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.

    Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

    Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

    Удерживайтесь от излишних замечаний.

    Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.

    Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

    Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

    Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

    Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

    Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

    Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

    Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

    Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

    Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

    Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

    Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

    Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Отвечу так: это ответственно. Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками.

Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся.

Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику рассказать о том, какие обязанности имеет классный руководитель.

Функциональные обязанности классного руководителя

В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции :

​ изучение личности учащихся;

​ анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);

​ координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;

​ организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;

​ социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);

​ активная работа с родителями учащихся;

​ педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;

​ организация ведения классного журнала и дневников учащихся.

Осуществляя свои функции, классный руководитель

в начале учебного года:

​ составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);

​ организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);

​ изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);

​ уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);

​ собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);

​ проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);

​ организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год (в течение сентября);

​ составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября)

ежедневно:

​ отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;

​ осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;

​ осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;

​ осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;

​ осуществляет контроль за дежурством по классу

еженедельно:

​ проверяет дневники учащихся;

​ осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;

​ проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;

​ осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы

ежемесячно:

​ организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;

​ помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;

​ проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;

​ дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);

​ контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы

в течение четверти:

​ помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);

​ организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);

​ оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;

​ организовывает контроль за состоянием школьных учебников;

​ уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;

​ проводит родительские собрания;

​ организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);

​ посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя

в конце четверти:

​ организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;

​ организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории

во время каникул :

​ организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами)

в конце учебного года :

​ организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;

​ проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;

​ организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;

​ сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;

​ организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;

​ получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.

по подготовке и проведению родительского собрания

А.С.Макаренко утверждал, что «каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой».

Родительское собрание – одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

В подготовке и проведении родительского собрания рекомендую учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о нем учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания, и проверить, сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям заранее спланировать своё время и освободить вечер для посещения собрания, а за 3-4 дня в дневниках делается повторная запись-напоминание.

2. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки, поделки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

З. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся в положительном и отрицательном плане.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабо успевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде.

Каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Например: «Саша стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в среду в 16.00 ч.», «Серёжа стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».

4. Классный руководитель может практиковать лекции – выступления родителей, педагогов, юристов, медиков. После выступления классного руководителя можно организовать обсуждение возникшей проблемы, практикум, обменятся опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

Периодически родительский комитет отчитывается о выполнении принятых ранее решений.

5. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании.

На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы воспитания их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

Такие формы взаимодействия с родителями позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации

Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"

Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?

Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.

Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах.

Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.

    · Для оптимизации настроения:

"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".

    · Для настройки на сложный урок:

"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу.

Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:

"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".

Ну а если учитель испытал стресс ? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:

    · Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

    Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".

    Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.

    Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

    Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...

    Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

    Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.

    Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.

    Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".

В помощь молодому классному руководителю

по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:

1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.

2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.

3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету.

4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.

5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.

6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).

7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:

Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.

Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.

Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то...

Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.

Записал ли задание на дом.

Как вел себя ученик после звонка с урока.

В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы :

1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)

2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.

3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.

4. Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.

5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.

6. Проявляет ли любознательность к чему- либо.

7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).

8. Как управляет своим поведением на уроках.

9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).

1. Игнорируйте истерические реакции.

2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.

3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремитесь угодить.

5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель.

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.

8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.

9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.

10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)

12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.

13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.

14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение.

15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.

16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.

17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в посильные общественные дела.

4. Хвалить самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.

7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться.

10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

2. Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.

3. Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4. Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Выступайте в такой роли для каждого ученика.

6. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимайте его (соизмеряйте свои действия с этим настроем).

7. Будьте активным участником группового взаимодействия.

8. Открыто выражайте в классе свои чувства.

9. Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10. Хорошо знайте самого себя.

11. Свои взаимоотношения с учащимися осуществляйте главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

Организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе);

Оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);

Дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации)

ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

Аушахманова Б.Т.

методист Инновационный центр развития

образования и воспитания

управления образования

Павлодарской области

Каждый год во многих школах встречают молодых учителей, выпускников пединститута. Эта тема стара, как мир. И тем не менее, вечна и всегда волнующа: это тема новых судеб.

Статью, которую вам предлагаю, может кому-то показаться тоже «старой», традиционной. Но не спешите с оценкой: выполнять традиционные советы, как и следовать простым истинам, как заповедям, - самое трудное дело.

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры:

При вхождении в профессиональное образовательное пространство;

В профессиональном самоопределении;

В творческой самореализации;

В проектировании профессионального роста;

В период самоорганизации и развитии профессиональной карьеры.

Два ведущих направления выделяются в становлении учителя: профессионализация (новые качества профессионала) и социализация (появление новых качеств личности).

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей - первый год их работы. Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда - с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих трудовая деятельность мастеров - школа профессионализма мастерства, ответственного отношения к своему делу. Надо ли убеждать руководителей школы, как важно привлечь учителей мастеров к передаче опыта молодым? Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого учителя. Она помогает выявить его затруднения, способствует поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить способы их развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Наиболее эффективным при проведении диагностики является использование метода экспертных оценок и статистического анализа информации. При этом осуществляется оценка труда как бы со стороны, но при диагностике учитель получает сведения о требованиях к своему труду, о способах оценки и тем самым овладевает умением самостоятельно диагностировать свой труд и опыт, обретает способность к самоанализу и самооценке.

Руководителям школы полезно ознакомить молодых учителей со способами, разработанными В.П. Беспалько. Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:

- «актуальное Я» - каким сейчас себя видит учитель;

- «ретроспективное Я» - каким он себя видит на начальных этапах работы;

- «идеальное Я» - каким хотел бы стать учитель;

- «рефлексивное Я» - как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

Актуальное «Я» - центральный элемент профессионального самосознания учителя и основывается на трёх других.

Этапы самодиагностики - самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция - образуют замкнутый цикл. Молодой педагог учится исследовать свою деятельность, определять свои затруднения, потребности, возможности для самосовершенствования деятельности. Молодой учитель становится активным субъектом своего профессионального роста. Таков личностно ориентированный развивающий подход в управлении профессиональным становлением молодого педагога. Он существенно отличается от традиционного директивно опекающего стиля, при котором учитель долго остаётся учеником, нуждается в «костыле».

Самодиагностика, саморефлексия избавляют молодого педагога от мелочной опеки, очень быстро выводят его на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного профессионального самосовершенствования. Это высшая ценность управления профессиональным становлением молодого специалиста в контексте личностно ориентированного подхода.

Учиться нелегко, молодому учителю предстоит обучать и воспитывать детей, завладевать их сердцами, корректировать и совершенствовать их поступки, показывать и доказывать детям: «как правильно учить и учиться!» С одной стороны – субъектом обучения должен быть он сам в качестве цели восприятия, обогащения и подготовки реализации своих педагогических идей, накопленных педагогами данного коллектива. Принимая молодого учителя в свой педагогический коллектив, мы должны обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

Многие вопросы интересуют и беспокоят молодого учителя:

Составление планов уроков

Грамотная постановка триединой дидактической цели урока

Координация работы учащихся

Отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия

Повышение эффективности учебного процесса

Высокое качество обучения с реальными результатами

Основополагающие задачи школы при работе с молодыми специалистами:

Работа с нормативными документами

Разработка планов уроков

Постановка домашнего задания

Анализ урока

Успехи молодого учителя

Особенность общения с коллегами

Методы работы с родителями

Поведение преподавания

В помощь молодому учителю

Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:

С инструкциями

Уставом школы

Приказами по режиму работы школы

Нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.

В помощь молодому специалисту. Правила для учителя

    Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собст­венного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовер­шенствованию.

    Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать об­становку взаимопонимания, от которой существенно зависит и харак­тер нравственных отношений в школе.

    Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важ­нейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитан­никами. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требова­ния и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.

    Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нрав­ственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоот­ношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не мо­гут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому прояв­лению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней.

Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать спо­собность откликаться на чужое несчастье.

    Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регу­лирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее по­рой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, ох­ваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю ду­шевную боль.

    Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами админи­стративного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению от­рицательного заряда в нравственной атмосфере.

    Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, посто­янно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу прово­димых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.

    Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от на­смешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не до­пускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которыми должен руководствоваться учитель во взаи­моотношениях с учащимися.

    Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных по­ступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

    Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на со­вершенствование системы нравственных отношений, ее саморегули­рование.

    Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит по­следнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребен­ка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное пра­вило для учителя.

    Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и не­любимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

    Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положи­тельные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

    Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливо­сти, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкре­пляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

    Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных кон­фликтах.

    На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориента­ции, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фак­тов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

    В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.

    Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основан­ные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

    Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоот­ношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учите­ля к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего про­фессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.

Использованная литература

Л. Маслова. Методическая работа в школе №02. 2009г.

(Л.Г. Охотин. Психологические основы урока. - М.: Просвещение, 1977)

Молодые учителя в России встречаются не так часто. В стране кадры выпускаются из вузов, а затем идут работать не по специальности. Ведь хоть и важная, но она не считается престижной в Российской Федерации. Так утверждает население. Чтобы привлечь новые кадры, государство решило ввести определенные программы поддержки молодых учителей. Людям, которые соблюдают те или иные условия, положены льготы и разнообразные возможности. Какие именно? На что могут рассчитывать граждане?

Перечень льгот

Льготы молодым учителям были предложены в России совсем недавно. Как уже было сказано, данная важная профессия среди молодежи не пользуется спросом. Люди оканчивают вузы и трудоустраиваются не по диплому, а туда, где выгоднее. Ни для кого не секрет, что у учителей зарплаты не слишком высокие. А для большинства молодежи именно перспективы заработка важны.

Но молодые учителя в Российской Федерации при соблюдении определенного перечня правил способны получить некоторые льготы и возможности. Среди них выделяют:

  • подъемные выплаты;
  • специальную программу ипотечного кредитования;
  • поддержку при покупке жилья (не ипотека).

Фактически граждан стимулируют для трудоустройства. Крайне привлекательной считается именно ипотека. Для молодых учителей, как и для большинства новоиспеченных специалистов, вопрос жилья стоит очень остро. Поэтому в России предложена помощь в этом вопросе. Причем такая, чтобы даже среднестатистический преподаватель мог получить собственное жилье.

Статус молодого специалиста

Для начала следует понять, кто такой молодой специалист. Ведь только тогда получится в полной мере осознать, какие кадры имеют право на В России специалист - это гражданин, который получил диплом о высшем или среднем специальном образовании.

А кто такие молодые специалисты? Выпускники вузов и техникумов, которые впервые трудоустраиваются в бюджетную сферу по полученному образованию. Фактически любой современный молодой выпускник получает этот статус. А значит, он имеет право на некоторые льготы. Особенно если речь идет об учителях.

Возраст - это проблема

Немаловажным моментом является еще и возраст выпускника. Молодые учителя - это граждане, которые не достигли 35 лет. В некоторых городах данная планка устанавливается на более низкой позиции - 30 лет. Точную информацию следует узнавать в каждом регионе на тот или иной момент.

Получается, что только что выданного диплома недостаточно. Если кто-то решил уже в зрелом возрасте стать учителем, на звание молодого специалиста он может не рассчитывать. Этот факт нужно учесть в обязательном порядке. Ведь он способен помешать получить те или иные бонусы от государства.

Подъемные

Первый тип помощи - денежный. Это подъемные. Молодым учителям данные выплаты положены в качестве единовременного пособия, которое выплачивается при трудоустройстве в то или иное государственное учреждение.

Точная сумма везде разная. Поэтому за конкретной информацией нужно обращаться в администрацию региона проживания. Величина денежной выплаты составляет от 20 до 100 тысяч рублей. В сельских местностях, как правило, подъемные назначаются более высокие, чем в городах.

Помощь с жильем

Следующая особенность - это то, что молодые учителя имеют полное право на помощь с покупкой жилья. Или на полное обеспечение оным. Второй вариант чаще всего встречается на практике. Обычно распространен в а также данный тип поддержки оказывается учителям, которые приехали из других областей страны.

Данный вопрос индивидуален. Как показывает практика, учителям предоставляют место в общежитии. Небольшая, но помощь. При этом молодые учителя имеют право на государственную поддержку в вопросах ипотечного кредитования. Так что место для проживания государство преподавателям обеспечивает в той или иной степени.

По Трудовому кодексу

Также следует обратить внимание на некоторые особенности законодательства. Например, на то, что в Трудовом кодексе РФ для молодых специалистов существуют свои правила трудоустройства. Этот момент крайне важен.

На что может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты, ипотека, помощь в обеспечении жилья - все это не имеет никакого отношения к трудовому законодательству страны. При трудоустройстве молодые специалисты (не только преподаватели) имеют полное право на принятие на работу без испытательного срока.

В ТК РФ четко указано, что для данной категории лиц испытаний быть не должно. Но только при условии, что гражданин первый раз после получения диплома трудоустраивается, и сразу же по полученной специальности. Правило имеет законную силу в течение года после выпуска.

Продление статуса

Молодой специалист-учитель - который позволяет пользоваться льготами и выплатами в той или иной степени. В некоторых случаях можно продлить его. Как именно?

Существует несколько приемов, которые помогают решить поставленный вопрос. Максимальный срок, на который можно продлить статус, - 6 лет. Он автоматически удлиняется, если:

  • гражданин проходит срочную службу в армии;
  • во время обучения в аспирантуре на очной форме;
  • речь идет об учительнице, находящейся в отпуске по уходу за малышом, а также ввиду беременности.

Выплаты молодым учителям требуется оформлять как можно скорее. Все это из-за того, что с момента трудоустройства статус сохраняется только 3 года, после чего он полностью утрачивается и не подлежит восстановлению.

Ипотека

Есть ипотека под названием "Молодой учитель". Программа эта носит федеральный статус. Она была придумана специально, чтобы помочь новоиспеченным преподавателям с получением собственного жилья. Выдается при определенных условиях.

Следует отметить, что процентная ставка по данной ипотеке в среднем составляет 8,5 процента. При этом важно, чтобы ежемесячный платеж не требовал от учителя уплаты более 45 % заработка. Чаще всего данное правило распространяется на преподавателей, которые должны будут работать в сельской местности. Но и обычным учителям тоже предлагают подобное кредитование.

Еще один нюанс относительно ипотеки - это то, что "Молодой учитель" (программа федерального масштаба) требует уплаты в качестве первоначального взноса всего 10 % средств будущего владельца квартиры. Остальные деньги предоставляются государством в качестве компенсации.

Условия для ипотеки

Какие могут быть во время получения ипотеки проблемы? Молодых учителей тщательно проверяют на соответствие установленным правилам оказания государственной поддержки. Поэтому нужно знать все условия, способные помешать процессу.

Среди основных требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяют следующие факторы:

  • возраст до 35 лет (как мы уже сказали, в некоторых городах бывает и до 30, но это редкость);
  • трудоустройство после выпуска по специальности;
  • работа должна быть в бюджетном (государственном) учреждении;
  • заключаемый договор продолжительностью минимум на 3 года;
  • стаж в области педагогики (зависит от региона, нужен в основном для ипотеки).

Следует обратить внимание, что после получения того или иного диплома молодые учителя должны трудоустроиться в течении 3 месяцев максимум. Но и этот срок рекомендуется уточнять в каждом регионе. Вполне вероятно, что он может оказаться где-то более коротким.

Прочие льготы

Ипотека для молодых учителей, выплаты, пособия - все это помогает привлечь новые кадры в сферу образования. Существуют некоторые особенности, которые предоставляются молодым специалистам в разных регионах. Речь идет о менее важной поддержке, которая зачастую устанавливается конкретным учебным заведением.

На что еще может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты единовременных пособий - не единственная денежная компенсация, которая предоставляется гражданам. Помимо этого можно рассчитывать:

  • на частичную или полную оплату расходов на транспорт до учебного заведения;
  • субсидии на строительство и благоустройство дома;
  • полное или частичное возмещение расходов, связанных с содержанием детей учителя в школьных и дошкольных образовательных учреждениях;
  • льготы при поступлении в те или иные школы.

Надбавки к заработку

Молодые учителя имеют право на еще одну особенность, которая регулируется региональными нормативными актами. Дело все в том, что за свой статус граждане должны получать повышенный оклад. Здесь роль играет то, насколько хороший диплом выдан специалисту.

Например, прибавка к зарплате молодого учителя составляет 40 %. Если специалист окончил вуз с отличием и имеет он будет получать дополнительно 50 % заработка от своего оклада.

Какие можно дать советы молодому учителю? Как действовать, чтобы получить все положенные льготы и не потерять свой статус? На самом деле рекомендаций не так уж и много. Граждане должны:

  • заранее поинтересоваться льготами для молодых специалистов в регионе трудоустройства;
  • не медлить с поиском работы (лучше начинать делать это заранее);
  • искать место для долговременного трудоустройства;
  • стараться получить красный диплом;
  • поинтересоваться льготами для молодых специалистов в выбранном учебном заведении.

Уже было сказано, что в сельской местности обычно больше надбавок и выплат предоставляется. Обращаться со всеми вопросами нужно или в городскую администрацию, или во многофункциональные центры.

В предоставлении субсидии могут отказать. Ведь все денежные средства берутся или из регионального, или из федерального бюджета. Если денег нет, то гражданину не сумеют помочь. Но молодые учителя смогут попытать счастья в следующем году. На самом деле все не так трудно, как кажется. Каждое учебное заведение постоянно придумывает, чем привлечь молодые кадры. И этот пункт тоже не следует забывать. Выплаты, субсидии и жилье молодым учителям положены в каждом регионе России. Главное - узнать правила предоставления оных.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Советы молодым учителям. Как установить дисциплину на уроках.
Все меньше и меньше приходят молодые коллеги в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Причина - трудности из-за большого объема работы, документация, воспитательный процесс и т.д. Но первая причина любого педагогического провала - неумение справляться с плохим поведением учеников.
Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это. Директор нашей школы говорил, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным средством предупредительного планирования и одним из важнейших методов, которыми следует пользоваться хорошим учителям.
Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель.
Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса. Вот некоторые способы поддержания дисциплины:
. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.
Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы.
. Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны.
. Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов.
. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке.
. Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.
. . Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.
. Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
. Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы..
. Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину.
. Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение.
. Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!»
. Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину.
. Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес.
. Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу.
. Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.
. Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо.
Следует отметить, что ни один из этих моментов не является панацеей; важно, чтобы учитель был решителен. В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто очень любить всех детей.