Методическая разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами. Воспитание детей и спорт Спортивное воспитание

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, «видика» или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подростающего поколения к активному творческому труду и защите Родины. Прикладная направленность физического воспитания в рамках школы ограничивает возможность максимального развития физических потенций детей и подростков. Она лишь определяет границы направленного преобразования их физической природы. Выйти из рамки этих границ можно за счет привлечения школьников к другим формам организации двигательной деятельности и в первую очередь к спорту, который позволяет раскрыть их максимальные функциональные возможности.

Прогнозируемый результат физического воспитания заложен в требованиях государственных тестов и учебных программах по физическому воспитанию, а в спорте - в нормах Единой всесоюзной спортивной классификации и программах детско-юношеских спортивных школ.

Преобразующий процесс двигательной деятельности в физическом воспитании составляет суть учебно-воспитательной работы, включающей обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств, а также овладение знаниями основ теории физической культуры.

Организация работы по физическому воспитанию в школе.

Организация и содержание физического воспитания регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения и документами Министерства просвещения, принятыми им совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения.

К таким документам отнсится учебная программа по физической культуре и спорту, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта.

Систему обязательных взаимосвязаных форм организации физического воспитания школьников составляют:

уроки по физической культуре;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы;

обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы;

по выбору учащихся: внешкольная спортивно-массовая работа.

Действенность системы физического воспитания обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры, их инструктивной направленностью, рациональным содержанием, колличеством и объемом массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму, регулярным врачебно-педагогическим контролем за здоровьем учащихся, за учебно-воспитательным процессом. Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.

Организация физического воспитания школьников обеспечивается органами народного образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту, а также спортивных и общественных организаций, органов здравоохранения.

Ответственность за постановку физвоспитания в школе несут непосркдственно директора школ.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы. Он должен учавствовать в организации коллектива физической культуры и в его работе, привлекая для этого всех учителей школы. Наряду с этим он призван оказывать всемерную помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в работе по подготовке и сдаче норм государственных тестов, а иакже привлекать шевствующие организации, родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы как в школе, так и по месту жительства учащихся. Он организует также пропаганду и агитацию физической культуры и спорта сркди учащихся, родителей и учителей. патриотический воспитание правосознание

Учитель физкультуры призван оказывать постоянную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайоне, организационно-методическую помощь воспитателям групп продленного дня, широко привлекая для этого физкультурный актив в школе, обеспечивать совместно с руководителями НВП сдачу ущащимися норм государственных тестов. Он должен направлять работу школьного коллектива физкультуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа школьников и привлекать их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований физкультурных праздников по программе детских спортивных игр «Старты надежд» и т. д.

Руководитель НВП также должен учавствовать в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта. Он организует работу спортивных секций и кружков и внутришкольных соревнований по военно-техническим видам спорта, проводит во время полевых занятий с учащимися юношами X (XI) классов смотры по физической подготовленности, одновременно он готовит из числа физкультурного актива учащихся юных инструктов и судей по военно-прикладным видам спорта.

Классные руководители и учителя должны в большей мере добиваться соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены, выполнения ими утренней гимнастики.

В практике работы должен осуществлятся внутренний контроль со стороны дирекции за состоянием физического воспитания нкольников. Он должен удовлетворять следующим требованиям:

быть всесторонним-охватывать все важнейшие стороны учебно-воспитательного процесса;

объективным-основываться на большом колличестве тщательно собранных фактов;

результативным-способным к достижению положительных сдвигов в рвботе.

Контроль должен осуществлятся по следующим пораметрам:

Правильно ли понимает учитель современные задачи физического воспитания? Учитывает ли возрастно-половые особенности школьников, различия в их физической подготовленности в процессе работы?

Достаточно ли эффективна система подбора учителями средств и методов физического воспитания, применяемых на уроках и внеклассных занятиях?

Наличие и качество спортивного инвентаря, оборудования, наглядных пособий.

Школа призвана готовить идейно закаленное поколение, давать своим питомцам необходимый минимум занятий по предметам школьного цикла. В школах должно всемерно поощряться творчество самий учащихся, и с этой целью там создаются различного рода кружки, секции, клубы. В регулярных занятиях физкультурой - залог здоровья, а следовательно, и результат дальнейшей полезной деятельности для общества.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.

1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

  • 2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  • 3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  • 4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  • 5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).

Занимаясь физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.

2. В процессе занятий необходимо осуществлять контроль и врачебный контроль над состоянием организма, физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.

Cпорт прочно вошел в жизнь каждого современного человека - будь то взрослый или ребенок. Без него невозможно представить себе здоровую личность, уверенную в завтрашнем дне. Спортивное воспитание - это целый комплекс знаний, ориентированный на специфику исполнения всевозможных нагрузок.

Какое бы направление в спорте вы не избрали для своих целей - борьба, легкая атлетика, бег, фигурное катание - все упирается в основы по обучению правилам и нормам, выработанным в соответствии с конкретными методиками. Именноспортивно оздоровительное воспитание стоит во главе угла, когда мы говорим о человеке здоровом, сильном, выносливом и смелом.

Объявлений по Вашим фильтрам не найдено. Измените параметры.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 10$-30$ ✔ Вид занятий: в группе, индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный, спортивный туризм ✔ Тип организации: личный тренер

Конные прогулки для взрослых и детей в поле и лес.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 10$-30$ ✔ Вид занятий: индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный ✔ Тип организации: личный тренер ✔ Возрастная направленность: для младших школьников, для старших школьников, для студентов, для взрослых ✔ Услуги тренера: спортивный тренер, оздоровление, похудение

Обучение верховой езде для взрослых и детей индивидуально с тренером.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 30$-50$, 50$-100$, >100$ ✔ Вид занятий: в группе, индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный ✔ Тип организации: личный тренер ✔ Возрастная направленность: для младших школьников, для старших школьников, для студентов, для взрослых ✔ Услуги тренера: спортивный тренер, оздоровление, коррекция фигуры, похудение

Абонементы на обучение верховой езде и конные прогулки

Близкие по теме:

Вы научитесь: - говорить коротко - держать психологическое давление - распознавать манипуляцию - говорить НЕТ - останавливать нахалов - доминировать в переговорах - отвечать на каверзные вопросы - ...

Украина, Киев

Кожаные беспалые перчатки АЛЬФА.Итальянская перфорированная кожа Анти-пот, с вибро-гасителями на косточках. Прошиты супер-прочной нитью.

Украина, дымер

Украинское отделение «Brasilia Barista Academi»: повышение квалификации профессиональных бариста/барменов; подготовка к чемпионатам по правилам WBC; авторская кофейная карта для HoReCa.

Украина, Г. Киев

Студия танца "Let"s dance" является одной из лучших студий в Одессе. Занимаясь в нашей студии, вы сможете обучиться самым популярным направлениям!

Украина, Одесса

Курс лекций по Истории Искусств - это 30 уютных вечеров, позволяющих Вам окунуться в атмосферу прекрасных шедевров мировой живописи и архитектуры, яркие и увлекательные истории и тайны их создателей.

Украина, Киев

Slimline Eco +24 ERIE/USA. Професійний Пом"якшувач води, економний та дуже сучасний. Пристрій із об"ємом вкладу 24 літри, призначений для помешкань із сім"ями у кількості 5 - 10 осіб.

Украина, Львов

Туристический рюкзак\тактические рюкзаки Украина (находимся в Днепропетровске)

Украина, Днепропетровск

Может быть полезно!

    Спортивные тренировки, танцевальные центры, фитнес - все это помогает чувствовать себя на ином уровне. В здоровом теле - здоровый дух, помните эту избитую на первый взгляд фразу? Однако в ней кроется истина: физически активный человек лучше работает и живет полноценной жизнью. Для него нет преград ни на личном фронте, ни в общественном плане. Этот постулат применим и для такого принципа, как спортивное воспитание детей.

    Если хотите развить в себе силу волю, бодрость и ответственность за принятие решений, записывайтесь на курсы конкретной направленности. Вас могут заинтересовать:

      военно спортивное воспитание для школьников и молодежи;

      обучение конному спорту любых возрастных групп;

      физкультурно спортивное воспитание для мужчин и женщин;

      обучение горнолыжному спорту, парусному, парашютному;

    Спортивное воспитание молодежи - главенствующая тема в национальной программе развития полноценной личности. Кружки, секции, тренировочные базы позволяют освоить элементарные и профессиональные нормы нагрузок, которые пригодятся не только в спорте, но и в жизни.

    Спортивно ориентированное физическое воспитание также имеет важное значение для школьников. Чем больше они получат квалифицированных советов относительно спортивных упражнений, тем лучше будут успевать по учебным дисциплинам.

    Движение - это жизнь. Выбирайте желаемое направление, и осваивайте спортивные нагрузки себе на здоровье и на радость окружающим.

Цаллагов Марат Солтанович

старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физического воспитания и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Аннотация: Физическая культура в системе высшего профессионального образования выступает как средство профессионального и личностного становления студентов – будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, профессионально важных качеств, как средство достижения высокого физического самосовершенствования. Именно профессиональной образовательной организации принадлежит роль ведущего компонента всей системы высшего образования в стране и интеллектуального потенциала государства.

Ключевые слова: высшее образование, физическая подготовка, физическое воспитание студентов, физическая культура, физическое развитие

Physical training as means of education of personal qualities of students

Tsallagov Marat Soltanovich

senior lecturer, department of physical education faculty of physical education and sport, North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

Abstract: Physical education in the system of higher education is a means of professional and personal formation of students – the future experts, active improvement of the individual, professionally important qualities as a means of achieving a high physical self-improvement. That belongs to the professional educational organization as the lead component of the overall higher education system in the country and the intellectual potential of the state.

Keywords: higher education, physical education, physical education students, physical education, physical development

Физическая воспитание - это один из основных структурных компонентов общего воспитания, в процессе которого закладывается фундамент для полноценного физического развития и дальнейшего совершенствования человека. По мнению большинства специалистов, (Б.А. Баскаев, А.С. Бузоев, И.Н. Воробьева, Д.Ю. Карасев, Э.Р. Кочиева, B.C. Кузнецов, Ф.Г. Хамикоев, Ж.К. Холодов, А.М. Хубецов и др.), полноценное и гармоничное развитие подрастающего поколения возможно при правильной постановке физического воспитания в органической связи с другими направлениями воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым. Такая связь может проявляться как в открытой (явной) форме, так и в скрытой (опосредованной) форме.

Открытая форма связи заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие трудовых, умственных, эстетических способностей студентов. На занятиях постоянно появляются учебно-познавательные ситуации, связанные с овладением искусством и техникой физических упражнений, их совершенствованием, овладением более эстетичными приемами практических действий, например, как выполнить физические упражнения выразительно, точно, плавно, красиво, как распределить силы на длинные дистанции и др.

Преподаватель физической культуры специально создает на занятиях познавательно-проблемные ситуации различного уровня сложности. Обучающиеся сами должны принимать соответствующие решения, творчески подходить к разрешению поставленных перед ними дидактических проблем и активно действовать. Такой подход с использованием новых разнообразных приемов в рамках физического воспитания, как отмечают некоторые исследователи (Г.Н. Германов , А.В. Коробков , B.C. Кузнецов , П.Ф. Лесгафт , Н.В. Михайлова , Ю.С. Симонкина , А.В. Чесноков ), служит духовному обогащению студентов, способствует формированию и развитию их умственных способностей, позволяет более результативно использовать традиционные средства и методы физического воспитания в спортивной деятельности обучающихся.

Скрытая формапроявляется в том, что укрепление и сохранение здоровья, как отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт, развитие физических сил в процессе физического воспитания студентов составляют необходимое условие для их нормального умственного развития. В своем научно-методическом издании «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт утверждал: «Между физическим и умственным развитием личности существует тесная взаимосвязь, полностью выясняющаяся при содержательном изучении человеческого организма и особенностей его периодических отправлений. Умственное развитие требуют соответствующего физического и физиологического развития и наоборот» . В результате реализации физкультурно-оздоровительных задач физического воспитания поднимается общая жизнедеятельность и жизнеспособность организма, его сопротивляемость различным негативным явлениям, что ведет к высокой продуктивности в результате умственной деятельности.

Немаловажную роль играет физическая культура студентов и в их нравственном воспитании. С одной стороны, как считают некоторые ученые (И.Н. Воробьева , В.А. Головин , Д.Ю. Карасев , Е.В. Коломийченко , В.А. Масляков , Ж.К. Холодов , Д.И. Цись ), методически грамотная организация физического воспитания способствует формированию положительных личностных качеств морального облика студентов. В процессе усиленной тренировочной деятельности испытываются и формируются моральные качества обучающегося, закаляется и крепнет его воля, приобретает опыт нравственного, эстетического поведения. С другой стороны, от уровня нравственного воспитания студентов, их дисциплинированности, трудолюбия, организованности, настойчивости, воли и других личностных качеств зависит продуктивность занятий по физической культуре.

Говоря о единстве нравственного и физического развития личности, П.Ф. Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, когда физические упражнения выступают не только как средство физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека .

На нравственной основе осуществляется воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни, к физической культуре, развитие спортивного трудолюбия, приобретение способности к преодолению проблемных ситуаций, сильной воли и других значимых личностных свойств.

Занятия по физической культуре создают благоприятные педагогические условия также и для эстетического воспитания студентов. В процессе физических занятий формируется прекрасная осанка, осуществляется слаженное развитие тела, воспитывается осознанное восприятие красоты и изящества движений . Это все помогает воспитанию у студентов эстетических вкусов, представлений, способствует проявлению позитивных эмоций, оптимизма, чувства жизнерадостности. Эстетическое воспитание, как отмечают ученные (В.А. Головин, ДА.В. Коробков, В.А. Масляков), развивает человека морально, духовно, позволяет также правильно осознавать и оценивать интересное, увлекательное, прекрасное, стремиться к позитиву .

Люди с развитыми нравственно-эстетическими вкусами, как правило, стремятся создавать нравственно-эстетические ценности, осуществляя нравственные поступки действия и, которые в различных формах обширно представлены в спорте. Связь эстетического воспитания и физической культуры основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Одним из важнейших критериев воспитанности личности, по мнению большинства ученых (Г.Н. Германов, А.В. Коробков, А.В. Чесноков) является отношение к трудовой деятельности . Это отношение у студентов характеризуется устойчивостью и стабильностью выполнения производственных заданий, требований дисциплины, проявления инициативы в трудовой деятельности, личным вкладом в достижениях коллективного труда. Если говорить о влиянии физической культуры на трудовое воспитание, то следует отметить, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию организованности, настойчивости, способности преодолевать трудности, преодолению собственного нежелания или неумения заниматься физическим развитием, и в конечном итоге воспитывают ценностное отношению к трудолюбию у студентов. Кроме того, выполнение студентами различных поручений педагога по ремонту спортивного инвентаря, самообслуживанию, оборудованию временных спортивных площадок и другое, содействует формированию устойчивых трудовых навыков . Можно также утверждать, что результаты трудового воспитания по формированию определенных личностных качеств оказывают непосредственное положительное влияние и на эффективность процесса физического развития.

В заключении отметим, что физические упражнения, двигательная активность являются основным средством формирования и развития познавательных потребностей, интересов и возможностей студентов. Поэтому, по нашему мнению, система высшего профессионального образования не может существовать без четко организованной, стройно структурированной системы физического образования; физические упражнения должны быть в полном соотношении с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. При этом термин «образование» должно использоваться шире, чем оно представлено сегодня. Образование – это обучение, воспитание, формирование личности, а физическое образование, – по справедливому утверждению П.Ф. Лесгафта – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Список литературы:

1. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1. (16). С. 37-40.

2. Германов Г.Н. Физическая культура школьников: учебное пособие для школьников и абитуриентов при подготовке к экзамену по предмету «Физическая культура» /Г.Н. Германов; М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: ВГИФК, 2008. – 333 с.

3. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№4. (15). С. 88-91.

4. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности //Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. №4. С. 11-15.

5. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1983.

6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста //Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: ФиC, 1987.

7. Михайлова Н.В. К вопросу о культуре – в профессиональную физическую культуру будущих педагогов //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 966.

8. Симонкина Ю.С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования //Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 55-57.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

10. Цись Д.И. Спортивная направленность занятий физической культурой – один из факторов повышения физической подготовленности студенческой молодежи //Слобожанський науково-спортивний вісник. 2013. №1 (34). С. 5-7.

Чесноков А.В. Определяющая роль предмета «теория и методика физической культуры» в процессе совершенствования подготовки педагога физической культуры //Философия образования. 2009. №1. С. 226-232.

Консультация для родителей ДОУ "Любить спорт с малых лет"

Назначение: данная публикация предназначена воспитателям для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель: привлечение внимания родителей к сознанию о важности физического воспитания детей в семье.

Характер будущего человека, его способности и привычки закладываются с самого раннего детства. Каков будет человек в будущем, зависит во многом от его воспитания в детстве. Особенно важны первые годы жизни ребенка. Среди полезных и нужных привычек, закладываемых с детства, несомненно, является привитая любовь к спорту. Давайте попробуем разобраться в положительных аспектах от занятий спортом.
Во-первых, первый плюс от занятий любым видом спорта безусловно, является здоровье, которое, как известно не купишь ни за какие деньги. Физическая нагрузка полезна при любых без исключения физических занятиях, будь это одиночный или командный вид спорта. Многие родители очень часто переживают по поводу увеличенной нагрузки, которую приходится испытывать ребенку при занятиях. Однако, тренеры, которые проводят с ребенком тренировки, контролируют уровень нагрузки не только визуально, но и при помощи специализированных приборов, одними из которых являются шагомеры. При правильной физической нагрузке занятия спортом способствуют формированию осанки и фигуры.
Во-вторых , привитая любовь к спорту позволяет ребенку не только быть в отличной спортивной форме, но и отвлечет в дальнейшем его от пристрастия к вредным привычкам, коими являются курение, алкоголь и наркотики.
В-третьих , спорт – это отличная форма проведения досуга, как в детстве, так и в старшем возрасте.
В-четвертых , занятия спортом являются положительным аспектом для будущей карьеры ребенка, позволяя выгодно выделяться ему среди остальных претендентов на занимаемую должность. Кроме того, работодатель охотно берет таких работников на вакантные места, зная, что такой будет не только отлично справляться со своими обязанностями на рабочем месте, но и с успехом защищать честь организации на спортивных соревнованиях. Опять же такой работник меньше болеет, а значит, ему нужно будет меньше закрывать больничных листов и он чаще будет на рабочем месте.
Ну и, наконец, занятия спортом в среде своих единомышленников позволят ребенку находиться в одном коллективе с ними, жить общей жизнью, общаться и дружить, то есть ребенок получит те качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Перечисления положительных аспектов от занятия спортом можно продолжать и далее, доказывая тем самым, что спорт дело весьма полезное и нужное. А если родители будут поощрять занятия спортом и жить одной жизнью с ребенком, то возможно, что они смогут воспитать и будущую звезду.
Дети знака Огня - Овен, Лев, Стрелец. Среди великих спортсменов их большинство. Отличаются лидерскими качествами, честолюбивыми задатками быть на виду и на первых местах
Дети знака Земли - Телец, Дева, Козерог. В них изначально заложено упорство, настырность, зависимость от привычки. А также любовь к порядку и повиновение авторитету. Втянувшись в тренировочный процесс, трудяга будет биться до последних сил.
Дети знака Воздуха - Близнецы, Весы, Водолеи. У них хорошее чувство локтя, командная игра им принесет большую радость. Спорт - единственная возможность направить энергию в позитивное русло.
Дети знака Воды - Рак, Скорпион, Рыбы. Отлынивать от физкультуры для них - милое дело. «Не хочу» - частое сопровождение их страхов. Спорт необходим для усиления характера и иммунитета. Отличаются волевыми качествами, но небольшим запасом физических сил.

« КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ»

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети) .
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Дорогие родители! Движение-это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы!

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

Доказательность используемого примера;

Опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

Средства нравственного воспитания в спорте

Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

физические упражнения;

соревнования;

спортивный режим;

тренировка;

общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.