Зачем человеку быть честным? классный час (7 класс) на тему. Классный час "зачем человеку быть честным" Презентация классный час о честности

А что такое долг? А в чем состоит ваш долг, долг ученика?

(Ответы детей:Долг - это то, что ты должен сделать. Всегда добросовестно выполнять свои обязанности…Хорошо учиться в школе, хорошо вести себя на улице, на перемене, не опаздывать на завтрак, вести аккуратные записи дневнике……)

9 слайд Физкультминутка.

V. Игра “Честно – нечестно»

Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

Немного отдохнули, садитесь.

10 слайд

«Волшебный магазин»

V I. Задание. «Волшебный магазин»

А знаете ли о том, что у нас в Курске на площади С.Перекальского открылся необычный магазин, в котором продаются черты характера человека. И называется он «Волшебный магазин». Вам необходимо сходить в этот магазин и купить черты характера, которых не хватает вашим одноклассникам, отдав взамен те, которые, на ваш взгляд им мешают. Расположите положительные черты возле картинки «Одноклассники» со словами – « покупаю…, а взамен отдаю… (Выходят по три человека от группы)

А как вы думаете, захочет ли кто-то купить недостатки?

Что тогда нужно сделать с ними?

(Ответы детей: Утилизировать…)

А пока мы положим их в черный конверт, потом отнесем в контейнеры, где их сожгут.

Как вы считаете, какой он современный честный человек?

(ответы детей…

никогда не лжет…

Мы считаем, что современный честный человек всегда говорит правду, независимо от обстоятельств…

Мы считаем, что современный честный человек всегда готов признать свою вину…)

Знаете ли вы о честных поступках детей из нашей школы?

(Ответы детей..)

11 слайд Эпиграф

Эпиграфом к нашему кл. часу я взяла выражение

«Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам»

Марк Аврелий.

Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

Соответствует ли этот эпиграф нашему классному часу?

(Высказывания детей…)

12 слайд Великие люди о честности и правдивости

У вас на столах лежат конверты с высказываниями великих людей о правдивости и честности»

«Даже в пустяках надо быть правдивым» М.Горький

«Самая горькая правда всегда лучше сладкой лжи»

Н.А.Островский

«Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности»

М. Цицерон

Прочитайте и выберете то высказывание, которое вы хотели бывзять эпиграфом к нашему классному часу. Аргументируйте свой выбор и повесьте его к портрету на доске.

(Представитель от группы аргументирует выбор:

Мы решили взять эпиграфом к нашему кл. часу…)

Классный час «Зачем человеку быть честным?» - страница №1/1

Классный час «Зачем человеку быть честным?»
Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:


  1. Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).

  2. Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.

  3. Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.

  4. Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Подготовительная работа:

  1. Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.

  2. Анкетирование учащихся по теме классного часа.

  3. Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).
Оборудование:

  1. Интерактивная доска, компьютер.

  2. Свеча, столик для свечи, скатерть.

  3. Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон


  1. Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.

Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?


  1. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?

Справедливость, правда, смелость, порядочность.

А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф.О чем эти высказывания, как вы их понимаете?


  1. Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»

«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:


  1. Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

  2. Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

  3. Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

  4. А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )


  1. Сценка «Лгун»
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.(участники сценки садятся на свои места)

Вопросы для обсуждения:


  1. Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

  2. Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека) Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

  1. Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

(пишу «не берет чужого»)


  1. Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу.

Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы.

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)


  1. Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был…(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она…

Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?


  1. Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.


  1. Домашнее задание:

  1. Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.

  2. Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?

  3. Сочините стихотворение о честности, о честных людях.

  1. Рефлексия
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»


Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

Наш час общения закончен, идите на переменку отдыхать.

МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Зачем человеку быть честным?

час общения

(5 класс)

Классный руководитель:

Никифорова Лариса Александровна

Березовка, 2010

Этапы
1. Организационный
момент
2. Мотивация
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Девочки садитесь, мальчики садитесь. Меня зовут
Владислава Вадимовна. Сегодня я проведу у вас классный час.
Я постараюсь Вас научить быть честными по отношению ко всем и к себе, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять различные правила.
Вы узнаете о том, что же все - таки такое честность», а так же познакомитесь с
таким новым словом для многих из Вас, как «коррупция»
Наша беседа поможет каждому понять, как перестать обманывать и научиться быть
честными со всем, что нас окружает, даже если это иногда оказывается очень
трудным.
Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и знаете, что, если посмотреть на
календарь, то можно в нем обнаружить много интересных дат. Как например, 9
декабря ­ Международный День борьбы с коррупцией.
Слышали такое слово? Где? (По телевизору, родители дома обсуждали). А как вы
понимаете это слово?
Корр пция
уу
­ это использование своего положения в целях личной выгоды.
(Взятка, подкуп, растрата денег)
­ Коррупция ­ это хорошо или плохо?
­ Какие положительные качества в людях могут противостоять коррупции. Сегодня
наше занятие поможет нам научиться одному такому хорошему качеству. Что это
за качество вы узнаете, разгадав ребус.
Деятельность обучающихся
Организуются,
настраиваются на
общение и сотрудничество, проверяют
готовность к классному часу
Слушают классного руководителя,
отвечают на вопросы, размышляют
Приводят примеры и обсуждают их с
учителем.
Аргументированно
высказывают собственное мнение,
приводят примеры жизненного опыта

3. Актуализация знаний
Давайте поиграем ­ решим с Вами небольшой ребус ­ загадку. А суть в нем
такова: я буду вам задавать загадки про какую­то одну букву нашего алфавита, а
Вы должны будете ее отгадать. Кто первый поймет о какой букве идет речь, тот
выходит к доске и записывает ее. Естественно, ребята, чтобы мы с Вами не
поднимали шум, не забываем про поднятую руку.
Принимают участие в игровой
деятельности,
в соответствии с
правилами игры выполняют принятую на
себя роль
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!
(Ч)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву...
(Е)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих?
(С)
Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.
(T)
«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить!
(Н)
Круглой формы голова,
Той же формы буква...

(О)
Слон ­ огромный дядя­слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой …
(С)
На одной стоит ноге
На крыше дома буква...
(Т)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает...
(Ь)
Итак, детишки, посмотрим мы на доску. Какое же слово получилось?
­ Честность.
Что же все­таки это такое?
Честность - честное поведение, честное отношение к кому­то или чему­то.
Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и
своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Абсолютно все Вы сегодня большие молодцы. Вы справились с этим заданием. Для
меня оно было очень сложным. А для Вас?
(Слушаем впечатление учеников).

4. Основная часть
Корейская сказка. Честный мальчик.
Давным­давно жил в селении мальчик Отец его умер, мать с утра до ночи
работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.
Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер
загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.
Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «
Срублю­ка я это дерево, ­ подумал мальчик. ­ Из него много дров получится».
Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в
озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем
он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
­ О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
­ Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в
Сказал он так и под водой скрылся.
Принимают участие в организованной
воспитательной работе,
выполняют
указания педагога,
размышляют,
слушают друг друга и учителя,
высказывают
собственное
аргументированное мнение

руке у него топор из чистого золота.
­ Этот ли топор твой? - спрашивает.
­ Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его
мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор
серебряный.
- На, бери свой топор, - говорит. А мальчик ему и отвечает:
- Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз
был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
- Вот мой топор, дедушка, - говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
­ Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото.
За это отдам я все три топора. Продай их на рынке ­ они дорого стоят, ­ пусть твоя
мама не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял
мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор
не знали они с матерью нужды и горя.
Типичные ответы:

­ Чему учит эта сказка?
­ Какого человека мы можем назвать честным?
­ Честности. Тому, что не надо
обманывать
­ Человек искренний, прямой.
“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и
не будет ругаться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и не
будет ругаться.
А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче говорить, потому что
она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только
сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож: идет.
Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик
про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину
рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во
всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
Типичные ответы:
­ Ложь обычно все равно будет известна
и принесет большие неприятности.
­ Ребята, в чем суть этого рассказа?

Творческое задание «Честные люди»
Ребята, прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Как вы ее понимаете?
(Выслушиваем ответы учащихся)
А теперь посмотрим все вместе на презентацию. Как вы видите, на картинках
изображены люди, разной профессии. Скажите мне, как эти люди помогут
окружающим стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво? (Например:
честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач
будет давать больным лучшие лекарства и т.д.)
Тренинг по выходу из неприятной ситуации
Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в такую ситуацию, в
которой у Вас стоял выбор: обмануть или сказать правду? Обычно в таких случаях,
многие люди выбирают первый вариант, надеясь, что все закончится, останется
позади и никто не узнает об их маленьком обмане. Но не стоит забывать, дорогие,
что правда рано или поздно становится явной, а за ложь в любом случае придется
ответить.
Сейчас я Вам предлагаю объединиться в группы по рядам. Каждый ряд получает
Просматривают карточки, на которой
изображены картинки людей различной
профессией.
Обсуждают между собой данную им
ситуацию, а затем с учителем
всевозможные выходы из них.

задание: проанализировать ситуацию. Эти ситуации могут встретиться нам и в
повседневной жизни. Чтобы в дальнейшем избежать неприятностей, то все обсудим
и потренируемся над ними здесь.
Ситуация для первого ряда:
 Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши
родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как
отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Ситуация для второго ряда:
 Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того,
что он кого­то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
­промолчите;
­поссоритесь;
­поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним
дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком,
настоящий друг должен говорить правду)
Ситуация для третьего ряда:
 Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
5. Подведение итогов.
Рефлексия
Ребята, сегодня мы познакомились и поговорили с вами о честности и о том, как
следует поступать в различных ситуациях, где, порой, нам хочется сказать
неправду. Так давайте постараемся как можно чаще говорить людям все как есть,
стоит доверять и навсегда забыть о таком плохом слове, как «ложь». А ещё
давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать прежде, чем что­то
совершить: а что из этого получится?
Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…», «Я считаю, что горькая
правда лучше, чем сладкая ложь, потому что…»
Совместно с классным руководителем
подводят итоги, делают выводы и
обобщения по содержанию классного
часа
Продолжают фразы, предложенные
учителем.взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
Задачи:
Образовательные:
­ Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь
признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Развивающие:
­ Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
­ Формировать мотивацию к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно­
правовым нормам общества.
­ Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Планируемые результаты:
Личностные:
­ формирование умения формулировать нравственные суждения;
­ способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, уважения к истории и традициям
нашей Родины, гражданственности;
­ овладение начальными навыками адаптации.
Метапредметные:
регулятивные:
­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
­ умение находить ответы на вопросы;
­ умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
коммуникативные:
­ активное использование речевых средств;
­ умение слушать собеседника и вести диалог;
­ развитие у младших школьников самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других
такими, какие они есть на самом деле;
­ воспитание чувства коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между
учащимися.
познавательные:
­ расширение кругозора;
­ развитие умения отличать хорошее от плохого.
Предметные:
­ формирование у обучающихся представления о понятии «честность»;
­ формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;
­ формировать творческие способности обучающихся на основе моделирования ситуаций.
Оборудование:

­ Таблички со словами и рисунками – «Повар», «Полицейский», «Почтальон», «Продавец»,
«Врач», «Пекарь»
­ презентация «Всё тайное, рано или поздно становится явным» ­ Сократ.

Тема: Легко ли быть честным и правдивым?

Цели:

1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь», учить детей говорить правду;

2) формировать нравственные качества человека: «честность», «правдивость»;

3) развивать коммуникативные качества, сотрудничество.

Оборудование: презентация, сердечки, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, карточки с заданием, шаблоны кукол.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"

Упражнение «Комплимент».

- Ребята встаньте в круг. У меня в руках клубок настроения. Передавая этот клубок, вы говорите своему соседу по плечу комплимент.

Легко ли вам было говорить другу хорошее?

(Дети встают в круг. По кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.

Порой, плохое, даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше хороших слов. Пройдите на свои места.

II . Постановка темы и задач занятия.

А сейчас посмотрите небольшую сценку. (Рассказ Л.Толстого «Правда всего дороже.)

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришел и спросил:

Кто разбил?

Мальчик задрожал от страха и сказал:

Отец сказал:

Спасибо, что правду сказал.

Почему отец сказал такие слова?

О каком нравственном качестве говорится в этом рассказе? (Правдивость, честность)

- О чем мы сегодня будем говорить? (О честности и правдивости)

- Тема нашего занятия «Легко ли быть честным и правдивым?» (Слайд 2 )

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”. Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет.

III . Беседа по теме занятия.

1.Структура «МИКС – ПЭА - ШЭА»

    Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.

    Учитель объявляет «Встаньте в пары!».

    Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

    Учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление

    Ученики делятся мнениями со своими партнёрами, используя:

РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы), ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов)

    Фраза на завершение: Мне понравилось слушать о ….

    МИКС. Поднимите руку, найдите пару.

МИКС: Вопрос 1: - Что такое честность? (Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу).

Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА , свой вариант ответа.

Начинает партнёр, который выше ростом. У вас 20 секунд. 20 секунд. (слайд № таймер)

- Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром.

МИКС: Вопрос 2: - Что такое правдивость? (Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом).

Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА , свой вариант ответа.

Начинает партнёр, у которого светлее волосы. У вас 20 секунд. Включаю таймер. Время другого партнёра. У вас 20 секунд. (слайд № таймер)

- Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром и пройдите на свои места.

Легко ли быть честным и правдивым? (ответы детей)

- (Олег) Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать - в любом случае низко и глупо.

Лев Николаевич Толстой сказал:

Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

2. Игра «Сердечко честности».

Структура «РАУНД РОБИН» обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос 1 раз.

На столах у вас лежат фломастеры. Каждый возьмет по 1 фломастеру. У каждой группы на столах лежит «сердечко честности», оно разделено на клеточки. Работаем в структуре РАУНД РОБИН. Получивший сердечко рассказывает, о своём честном поступке, затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу. Начинает партнёр №2. У вас 3 минуты.

Повесьте свои сердечки на доску.

Почему у вас получились такие красивые сердечки?

Потому что вы вложили в них всю свою душу, и каждый из вас внёс в них свою частичку честности.

3. Обсуждение ситуаций.

У меня в руках несколько вопросов. Я вам предлагаю ответить, как бы вы поступили в данных ситуациях. Выходим по одному, выбираем ситуацию и отвечаем на неё.

1. Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернёте ли Вы их?

2. Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама всё равно не заметит.

3. «Я расскажу Вере о Любиных проблемах. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».

4. Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив её, или попытаетесь найти хозяина?

5. Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас не дома?

4. Пословицы и поговорки.

- Из двух частей составить пословицу о честности и правдивости. Одна часть на доске, вторая у меня на столе. Объяснить, как вы их понимаете.

Кто правдой живёт, что дрова руби.

Правду говори, да не всяк её творит.

Всяк правды ищет, тот добро наживёт.

(Кто правдой живёт, тот добро наживёт, Правду говори, что дрова руби, Всяк правды ищет, да не всяк её творит)

Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение .

5. Изготовление коллажа «Правда и ложь».

Сейчас вы будете работать в группах. Я предлагаю вам изобразить правду и ложь в виде девочек. У вас на столах лежат заготовки для девочек. Ваша задача раскрасить их так, чтобы было понятно, где девочка «Правда», а где «Ложь». В своей работе вы можете использовать цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы. Затем вы должны рассказать, почему именно так вы изобразили правду и ложь.

IV . Рефлексия.

Какой совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?

Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей...

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

2.Выскажите свое мнение о нашем занятии. Закончи предложения:

    Занятие показалось интересным ……..

    Меня заставило задуматься……….

    Я хочу поблагодарить

Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, вспомните о своей кукле честности и не говорите неправды.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Классный час «Зачем человеку быть честным?»

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:
Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Подготовительная работа:
Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.
Анкетирование учащихся по теме классного часа.
Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).

Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер.
Свеча, столик для свечи, скатерть.
Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды
С. Смайлс
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Ф. Бэкон

Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.
Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?

Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. (слайд №1, тема классного часа)
Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.
Первый вопрос звучал так: (слайд №2, открываю постепенно шторку) что значит быть честным человеком?
В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.
Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.
Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.
Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.
Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.
По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? (слайд №1, показываю на тему классного часа)
«Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)
Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?
Справедливость, правда, смелость, порядочность.
А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).
Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф (слайд №1)
О чем эти высказывания, как вы их понимаете?
Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена»
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
А как бы вы поступили в подобной ситуации?
(слайд № 3 Круг)
это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?
(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)
Сценка «Лгун» (слайд № 4)
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.
М: Волк! Помогите, волк!
Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)
Р: Но вот и вправду прибежал волк. (слайд № 5) Мальчик стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (слайд №6) (мальчик плачет)
Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.
(участники сценки садятся на свои места)
Вопросы для обсуждения:
Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)
Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)
Слайд №3 с кругом
Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.
1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (слайд №3 круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)
2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
-промолчите;
-поссоритесь;
-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)
3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
(слайд №3 с кругом, пишу «не берет чужого»)
Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (слайд № 7 , ребята работают на интерактивной доске)
- Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы. (слайд № 8 с пословицами)
- Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)
Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
(слайд №9) Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она
- Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?
Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то (слайд №3 с кругом) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)
- Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (слайд 10,солнце)
И подарить его людям! (Сергей Островский)
(показываю на солнце, слайд 10)
Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.
Домашнее задание:
Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.
Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?
Сочините стихотворение о честности, о честных людях.
Рефлексия
(слайд № 11) На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» Л.Вовенарг.«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» В.Гюго.«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь» А. Дюма (сын).