Игры по лексическая тема одежда обувь. Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • учить употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей;
  • продолжать обучать составлению распространенных предложений;
  • учить образовывать относительные прилагательныеи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять усвоение категории родительного падежа;
  • закреплять умение подбирать глаголы-антонимы;
  • развивать память, воображение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт три овоща (три фрукта, три ягоды и т.д.)

2. Знакомство с темой

– Сегодня мы отправимся в сад, где растут сказочные деревья.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло (показ дерева с одеждой, рис. 1):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.

Логопед: Как назовём всё одним словом?

Дети: Одежда.

Логопед: А какая бывает одежда?

Дети: Разная, красивая, нарядная, праздничная.

Логопед:

  • Если одежду носим зимой – это … (зимняя одежда) ;
  • Если одежду носим летом – это …;
  • Если одежду носим весной – это …;
  • Если одежду носим осенью – это …;
  • Если одежду носим дома – это …;
  • Если одежду носим в праздники – это …;
  • Если одежду носим на работе – … и т.д.

Логопед: А из чего шьют одежду?

Дети: Из ткани.

Логопед:

  • Если юбка сшита из джинсы – то юбка …;
  • Если платье сшито из шёлка – то платье …;
  • Если костюм сшит из шерсти – то костюм …;
  • Если футболка сшита из трикотажа – то футболка …;
  • Если куртка сшита из кожи – то куртка …;
  • Если куртка сшита из замши – то куртка … и т.д.

Логопед: А для чего нужна одежда?

Дети: Чтобы не замёрзнуть, быть красивыми и т.п.

Логопед:

  • Если халат для дома – то это … (домашний халат) ;
  • Если халат для работы – то это …;
  • Если кофта для осени – то это …;
  • Если кофта для зимы – то это …;
  • Если одежда для женщин – то эта одежда …;
  • Если одежда для мужчин – то это …;
  • Если одежда для детей – то это … и т. д.

Логопед: Послушайте стихотворение Ю. Фригович «Ёлка в шапке», (рис. 2):

Маша после игр в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

4. Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одно дерево и тоже с сюрпризом (показ дерева с обувью, рис. 3):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Сапоги да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на нашем дереве?

Дети: туфли, сапоги, босоножки, кроссовки и т.д.

Логопед: Давайте назовем всё одним словом. Что это?

Дети: Обувь.

Логопед: А кто же шьёт обувь? Загадка про сапожника.

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

Логопед: Правильно, сапожник. А из чего шьют обувь?

Дети: Из кожи, из замши, из резины.

Логопед:

  • Если обувь сшита из резины – то она какая? (резиновая) ;
  • Если обувь сшита из кожи – то она …;
  • Если обувь сшита из замши – то она … и т.д.

5. Игра «Найди пару обуви» (Рис. 4)

Логопед: Давайте поиграем. На доске парные и одинарные картинки с изображением обуви, дети подбирают пару и называют.

6. «Четвёртый лишний» (Рис. 5)

Логопед: А теперь поиграем в другую игру. Дети называют картинки (пальто, тапки, юбка, платье и т.д.) и определяют лишний предмет. Добиваемся полного ответа.

7. Логоминутка

Логопед: Сейчас я буду называть предметы одежды и обуви, а вы выполняете хлопок в ладоши, если услышите одежду, выполните приседания, если услышите обувь.

8. Логопед: Ребята, посмотрите, третье необычное дерево (показ дерева с головными уборами, рис. 6):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А панамы и платки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Шапка, платок, панама и т.д.

Логопед: Как назовем всё одним словом?

Логопед: Правильно, это головные уборы. А, скажите:

  • Если шапку связали, то шапка называется … (вязанная) ;
  • Если панама сшита из джинсы, то панама …;
  • Если шляпка из соломы, то шляпка … и т.д.

9. Игра «Большой и маленький»

Логопед: Давайте ещё поиграем:

– Взрослые носят большие шапка, а дети – маленькие… (шапочки)
– Мужчины носят большие кепки, а мальчики.
– Женщины повязывают на головы платки, а девочки…
– На одной женщине одета большая шляпа, а на другой…
– На женщине одета панама, а на девочке …
– Солдат одел пилотку, а маленький мальчик….
– Офицер одел фуражку, а маленький мальчик … .
– У бабушки берет, а у внучки…

10. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Дети становятся в круг. Логопед говорит слово-действие и кидает мяч, ребёнок ловит и называет противоположное действие:Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, зашить – порвать, постирать – вымазать и т.д.

11. Итог

Логопед: Сегодня мы с вами побывали в необычном саду, видели сказочные деревья. Напомните, какие деревья там росли? Ещё мы искали пару обуви и определяли лишний предмет. Вы сегодня молодцы!

ОДЕЖДА


ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


ОБУВЬ


ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»


ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО »


Игра «Назови ласково»

Летняя футболка – летненькая футболочка

Теплые перчатки – тепленькие перчаточки

Легкая панама – легенькая панамка

Домашние тапки – домашненькие тапочки

Любимые туфли – любименькие туфельки

Розовая кепка – розовенькая кепочка


Игра «Расскажи, какой, какая, какие, какое?» варежки из шерсти – шерстяные, ботинки из кожи – кожаные,

шляпа из фетра – фетровая, сарафан из ситца – ситцевый,

шапка из меха – меховая, платье из шелка - шелковое

пальто из драпа – драповое,


Игра «Подбери похожие слова» К СЛОВУ «ШИТЬ»

ЗА ШИТЬ

ПРИ ШИТЬ

ПОД ШИТЬ

С ШИТЬ

В ШИТЬ

ПЕРЕ ШИТЬ

ВЫ ШИТЬ

НА ШИТЬ


ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ» Длинное пальто - …мое длинное пальто,

Теплые варежки - …мои теплые варежки,

Вязаная шапка - …моя вязаная шапка,

Новые сапоги - …мои новые сапоги,

Яркий купальник - ….мой яркий купальник,

Детский комбинезон – …. мой детский комбинезон


Игра «Собери предложение»

Надевать, нарядное, девочка, платье. –

Девочка надевает нарядное платье.

Магазин, обувь, много, в, продается. –

В магазине продается много обуви.

Купить, мама, модная, мне, клетчатая, кепка. –

Мама купила мне модную клетчатую кепку.

План – конспект НОД по развитию речи на тему «Одежда , обувь , головные уборы ».

Задачи :

О. Формировать обобщающие понятия - одежда , обувь , головные уборы . Уточнить названия одежды , обуви , головных уборов и их назначение . Учить группировать одежду , обувь по сезонным признакам. Активизировать словарь по теме. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять простые предложения. Формировать грамматический строй речи : образование притяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формировать умение украшать силуэты шапочек геометрическим узором, красиво сочетая цвета и фигуры.

Р. Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание об одежде , обуви и головных уборах по схемам ). Развивать память , внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность , интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.

В. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Материалы : кукла, картинки с одеждой , обувью , головными уборами , одежда для куклы , силуэты шапочек, клей, геометрические фигуры.

Методы, приёмы :

Словесные : беседа, вопросы, чтение худ. литературы,

Наглядные : показ картинок одежды , обуви , головных уборов .

Практический, сюрпризный момент.

Предварительная работа. Беседа на тему одежда . Рассматривание тканей, (джинс, синтетик, ситец, мех, драп) из которой шьют одежду . Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок, заучивание скороговорок. Проведена сюжетно-ролевая игра «магазин « Одежда » , «Ателье» .

Зашагали наши ножки

Дружно ровно по дорожке

На носочках мы идем

А теперь на пятках

Посмотрите все вокруг,

Как идут ребятки.

1. Организационный этап.

Проходите, проходите,

Очень рада видеть вас.

С интересной нужной темой

Познакомлю вас сейчас.

Все поближе подойдите,

Свои глазки покажите.

Здравствуйте ребята! Настал новый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь : как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

2. Игровое упражнение : «Что сегодня я надел?»

Воспитатель : Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь . На мне красивое платье, на ногах черные туфли.

Сейчас сядет на стульчик тот, на ком надета футболка (садятся дети в футболках)

Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья) .

А теперь прошу пройти остальных и занять свои места.

Стук в дверь.

Ой, ребята! К нам кто-то идет. Посмотрите, к нам пришла в гости кукла Катя. Но она почему-то сильно дрожит. Что с ней случилось? Она замёрзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замёрзла?

(кукла пришла к нам в гости в одном тоненьком платьице)

А можно ли гулять в тоненьком платьице сейчас? (ответы детей)

Какое время года у нас сейчас? (ответы детей) Правильно : весна!

На-на-на на дворе весна (мальчики)

Шу-шу-шу куртку я ношу. (девочки)

Летом, в жаркие часы –

Только майка и трусы.

А зимою нам нужны :

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шуба, свитер…

Впрочем, я…

Я запуталась, друзья!

Я думаю, многие из вас уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить.

(«Об одежде » (убираешь ткань с мольберта № 1, «О обуви » (убираешь ткань с мольберта № 2, «О головном уборе » (убираешь ткань с мольберта № 3)

В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.

Летом - летнюю одежду ,

осенью -…одежду ,

зимой - …одежду ,

весной –… одежду (ответы детей) .

Ребята, а как вы думаете, почему нельзя гулять весной в летней одежде (Ответ : Весной нельзя гулять в летней одежде , потому что можно заболеть. (полное предложение1)

Ребята, а Катя говорит, что у неё нет весенней одежды . Как можно ей помочь (Ответы детей)

Давайте сходим в «Магазин» и подберём ей одежду для прогулки на улице.

(Идём в магазин)

Физминутка

Мы Катю на улицу все собирали.

Тихо, дружно на ковер все вставали

Ручками похлопали

Ножками потопали

Сели, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

В магазин мы все пойдем.

Вот «Магазин» . Давайте, я буду продавцом и помогу вам подобрать одежду , обувь и головной убор , а вы будете покупателями. Вот у нас корзина покупателя, в неё мы сложим одежду , которую подберём для Кати. (на столе разная одежда , дети выбирают весеннюю куртку, шапку и сапожки)

Вернулись из магазина, Сели :

Ребята давайте расскажем, что мы выбрали кукле? (по алгоритмам)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ полным предложением!

Молодцы, справились с заданием. А сейчас немного поиграем..

(Воспитатель приглашает детей в круг, приносит мяч. Бросая мяч детям по очереди, называет предметы одежды , а дети, возвращая мяч, образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Игра «Назови ласково» (кофта- кофточка, носки-носочки, туфли-туфельки, шорты - шортики, куртка-курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, шапка- шапочка, юбка- юбочка, сапоги- сапожки).

Катя очень вам благодарна за то, что вы помогли ей выбрать одежду… .

Катя спрашивает у вас.

Если одежда порвётся , как необходимо с ней поступить (Давайте ей подскажем. починить или зашить её.)

Чем зашивают? (Иголкой с ниткой, швейная машинка)

Если одежда помнётся , как надо с ней поступить (погладить.)

Чем гладят вещи? (Утюгом.)

Если одежда испачкается , как надо с ней поступить (Постирать) .

Где или в чём стирают вещи? (В стиральной машинке.)

(Пальчиковая гимнастика) :

Не плачь, куколка моя, остаёшься ты одна

Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать :

Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок,

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Ребята, кукла Катя большая модница. В подарок я приготовила для нее много разных шапочек. (на подносе все шапки) . Посмотрите, Катя не очень обрадовалась подарку. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы шапочки стали красивыми и модными? Вы мне поможете (Ответы детей) Подходим к столу.

Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры. (Ответы детей) Давайте украсим «шапочки» для куклы Кати разными фигурами.

Дарим «шапочки» кукле Кате.

Катя, теперь у тебя есть весенняя одежда , надевай её скорее, и мы встретимся на прогулке.

Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, что мы сегодня делали? (Помогали кукле Кате выбирать одежду ) ;

Куда ходили? (В магазин) ;

Что купили? ( перечислить одежду ) ;

Что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей)

Поднимите вверх правую руку, теперь левую руку и похлопайте друг другу и скажите МЫ МОЛОДЦЫ!

. Предметный: одежда, брюки , рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка , шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: Признаков: Наречия:

Скажи наоборот

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) -Вовины Футболка Ани (чья?) -- Анина.


Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Закончи предложение

Шапку надеваем на... Носки надеваем на...

Рукавицы надеваем на... Перчатки надеваем на...

Кепку надеваем на...

Измени по образцу

Юбка из шерсти - шерстяная юбка. Халат из ситца - ...

Платье из шелка - ... Рубашка из фланели -

Подбери признак

Расхвали одежду (подбери как можно больше определений).

Рукавички - новые, красивые, шерстяные, вязаные,...

Пальто -...

Платье - ...

Что лишнее?

Шапка, косынка, волосы, кепка. Платье, юбка, брюки, сарафан. Шорты, шуба, футболка, сарафан.

Колготки, носки, гольфы, тапки. Тапки, тапки, тапки, шапки. Обувь, обруч, обувь, обувь.

Валенки, сандалии, босоножки, туфли

Измени по образцу

Туфли - ... Кроссовки- ...

Какое слово самое короткое?

Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки

Собери предложение

Чистит, Паша, щеткой, ботинки. Любе, новые, мама, купила, туфли.

В, малыш, шлепает, лужам, по, сапогах

Хитрые вопросы

Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

Какую обувь не носят взрослые?

Что лишнее? Объясни почему

Подумай, какая обувь нужна на разную погоду. Соедини стрелочками

Повтори рисунки по клеточкам

Домашнее задание тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Уважаемые родители, закрепите словарь . Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застёжка, костюм, жакет, жилет. обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлёпанцы, пинетки, унты, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шаль, чепчик, пилотка, Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, фасониться, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать. Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя, головной, красивая, тёплая, модная, лакированная, резиновая, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная. Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

Скажи наоборот

Летняя -- зимняя. Тёплая -- легкая. Глаженая - мятая.

Грязная - - чистая (постиранная). Большая -- маленькая.

Старая - новая. Длинные -- короткие.

Парадная - - повседневная. Легкие - тяжёлые.

Белая - - чёрная. Модная - обычная.

Высокие - низкие.

Чьи вещи?

Сарафан сестры (чей?) - сестрин. Пальто тёти (чьё?) - - тётино. Шорты Вовы (чьи?) - Футболка Ани (чья?) -- Анина.

Платье мамы (чьё?) - - мамино. Рубашка папы (чья?) - папина.

Брюки сына (чьи?) -- сыновьи. Плащ дедушки (чей?) - - дедушкин.

Измени по образцу

Ботинки - ботинок. Сапоги - ... Валенки - ...

Туфли - ... Кроссовки- ...

Повтори рисунки по клеточкам


Русланова Н.С.

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы . — М.: АРКТИ, 2007. ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.

1.
Рассмотри картинки.

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?

2.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ .

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?

3.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ .

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?

4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? — ... Шапка какая? — ...

Платье какое? — ... Ботинок какой? — ...

5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):

Назови каждую пару предметов, одним словом.

6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):

7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):

8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):

Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток).

9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):

10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая из льна — ...

из трикотажа — ... из шёлка — ...

из байки — ... из драпа — ...

из кожи — ... из пуха — ...

из меха — ... из шерсти — ...

Шляпа из фетра—... из соломы — ...

Сапоги из резины — ... Валенки из войлока — ...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надеть надетый, сложить — сложенный...):

Надеть — ... снять — ... одеть — ...

раздеть — ... сложить — ... сшить — ...

распороть — ... вязать — ... подшивать — ...

заштопать — ... расстегнуть — ... застегнуть — ...

вдеть — ... зашнуровать — ... завязать — ...

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф... .

Панама летняя, а шапка.... Куртка короткая, а плащ....

Сарафан ситцевый, а шуба.... Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки.... Бельё нижнее, а платье....

13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань вязать — ... прясть — ...

шить—... штопать — ... чистить—...

строчить — ... застёгивать — ... примерять — ...

обмётывать — ... шнуровать — ... завязать — ...

15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?

16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-

ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-

ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-

17. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

Бабушка заштопала шерстяные носки. — Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. — Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. — Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. — Лёня вдел шнурки в ботинки. —

18. Скажи наоборот (подбор антонимов):

Надевать — снимать зашнуровать —

раздевать — смять —

застёгивать — повесить —

обувать — высушить —

завязывать — купить —

19. Посмотри на недорисованные Машины рисунки, скажи, о чём она думает

(закрепление формы предложного падежа существительных: Маша думает о платье...):

19. Закончи предложения по образцу
(образование сравнительной степени прилагательных):

Шнурок длинный, а пояс ещё ... (длиннее). Пиджак плотный, а куртка ещё ... .

Пальто тёплое, а шуба ещё .... Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё ....

Платье лёгкое, а сарафан ещё ... . Костюм нарядный, а платье ещё ... .

Кофта мягкая, а халат ещё .... Юбка короткая, а шорты ещё ....

Колготки тонкие, а чулки ещё .... Кроссовки чистые, а туфли ещё ....

Шапка маленькая, а берет ещё .... Валенки высокие, а сапоги ещё ....

21. Измени словосочетания

(закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

Меховая шуба — меховые шубы Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы — Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе — Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

22.Закончи предложения, называя картинки