Скачать сценарий игровой осенней программы для школьников. Игровая программа для начальной школы "золотая осень"

Игровая конкурсная программа для младших школьников «Праздник Осени»

Цели: проведение культурного досуга, создание благоприятной атмосферы, формирование и развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Реквизиты: листья березы, дуба, клена, рябины (можно рисунки), макеты или рисунки картофеля, яблок (раздаются при входе в актовый зал); для проведения конкурсов – платки, калоши, картофель, овощи, фрукты.

Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Свое лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

Итак, начинаем программу,

Которую ждали с утра.

Выступление учащихся 4 класса (песня)

Перенести урожай к своей команде от стульчика:
первые как зайчики – прыгая,
вторые – гусиным шагом,
третьи – как верблюды (согнуться) на горбе,
четвёртые - как рак пятиться задом на перёд.

Выступление 4 класса (танец)

4.Конкурс "Матрёна".

Приглашаю на сцену у кого в руках дубовые листочки. Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему, не поворачивая впереди стоящего и самому не наклоняться в стороны. Выполняют задание по очереди все участники

Слышите :

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Песня «Кап, кап, на дорожке… » 2 класс

Ведущий: Дождик прошел…. А после дождика остались лужи.

На полянке появились лужи.

Нам нужно пройти на другую сторону полянки.

Для этого вы по очереди обуваете калоши и обегаете лужи

5. Проводится эстафета «Самый быстрый» (играют дети с желтыми кленовыми листочками)

6. Конкурс « Картошка, держись!» (на сцене обладатели листьев рябины)

(В конкурсе участвуют несколько пар. Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину. Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель)

7. Конкурс «Яблочко хрустальное» (соревнуются дети, у которых рисунок яблока)

Игрок зажимает подбородком яблоко, бежит до стойки, передает эстафету другому.

Игра-эстафета “Кто быстрее разгрузит машину?”

А сейчас самое трудное задание. Нужно срочно разгрузить две машины с арбузами и кабачками. Зелёные шары – это арбузы, а жёлтые - это кабачки. У каждого должны на своей территории остаться или только кабачки, или только арбузы. В зал выбрасываются одновременно 15 воздушных зелёных шаров и15 жёлтых. Дети перебрасывают шары руками так, чтобы на их половине зала остались только шары нужного цвета.

Ведущая: Наша программа подходит к концу. Все вместе и дружно говорят слова и выполняют определённые действия.
1 – «Счастья, радости желаем!» - хлопают в ладоши.
2 – «С осенью всех поздравляем!» - машут над головой осенними листьями.


3 – «Чтоб здоровье крепким было!» - поочерёдно показываем «класс» то левой, то правой рукой.
4 – «Никогда не подводило!» - указательным пальцем правой руки делаем «Ни-ни!».

В текущем учебном году данная программа была подготовлена впервые в условиях автономности школы, форма заинтересовала сопричастностью большинства ребят в подготовке домашних заданий для классов, вокальных номеров, оформления класса, в котором планировалось проведение мероприятия. Тематическое соответствие всей сценарной разработки, вкрапленных между текстами ведущих конкурсов и вокальных номеров соответствующего “осеннего” содержания, позволили создать дружественную, творчески насыщенную атмосферу настоящего осеннего праздника, приятного времяпровождения “ классной” компании в уютном и, наполненном осенними красками и настроением школьном кафе.

Зал празднично оформлен художественно-декоративным оформлением, стилизованным в цветовой гамме осени: ярко– желтыми, оранжевыми, красным и кленовыми листьями, бантиками, воздушными шарами, элементами декора “рябиновыми гроздьями”.Окна кабинета оформлены отрезами желтой органзы, на которые прикреплены осенние декоративные кленовые листья. Центр доски одного из кабинетов украшен стильной надписью “Осеннее кафе”. (Приложение1)

Звучит сборник праздничной музыки.

Начало мероприятия знаменуется фанфарами.

Выходят 2 ведущих: парень и девушка старшеклассники.

1-й ведущий: Добрый вечер, добрый осенний вечер, дорогие гости нашего развлекательного мероприятия!

2-й ведущий: Здравствуйте друзья! Рады приветствовать вас в нашем музыкальном “Осеннем кафе”.

1-й ведущий: Дорогие друзья! Сегодня в этот зал нас пригласила романтическая, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа осень, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения.

2-й ведущий: Чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.

1-й ведущий: Да, да, да, ведь действительно осень – это не только пора грусти и печали, это еще пора радости. Почему? Потому что осенью красиво кругом и все с нетерпением ждут встречи с самым веселым временем года – зимой.

2-й ведущий: И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: “Осень печальна, а жить весело”. Так пусть в этот ноябрьский день звучит прекрасная музыка, льется рекой безудержный веселый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!

Все ведущие: Итак, мы открываем наше праздничное “Осеннее кафе”! (Приложение 2)

1-й ведущий: Почетное право разрезать ленточку и открыть наше “Осеннее кафе” предоставляется нашей гостье Яшиной Елене Валентиновне (разрезается ленточка, звучит музыка, все выстраиваются). Сегодня мы будем не только вздыхать, и грустить в унисон романтической сударыне осени, но и веселиться, петь, наслаждаться ее последними мгновениями. Осенний вечер – это праздник друзей, а друзья стараются подарить друг другу радость.

2-й ведущий: И в нашем кафе мы подготовили для вас – первое – совершенно неповторимую программу развлечений и оригинальные угощения, второе – веселые конкурсные задания, третье – неожиданные музыкальные номера– сюрпризы.

1-й ведущий: А раз так, давайте не будем терять времени зря, а начнем нашу праздничную программу с представления нашего справедливого и очень компетентного жюри в лице Яшиной Елены Валентиновны, Зайцевой Людмилы Алексеевны, Поляковой Ады Васильевны.

2-й ведущий: Сегодня им предстоит немало работы, так как оценивать придется и домашнее задание, и активность участников, а кульминацией вечера станет выбор Мисс и Мистера Осень.

1-й ведущий: И первым творческим конкурсом для команд– классов станет оформление“Осенних букетов”. Команды готовят свои материалы для декоративного дополнения и без того красивым столикам.

2-й ведущий: А пока команды стараются – мы подарим вам наш музыкальный подарок.

Конкурс “Осенний букет”.

Песня “Ветром стать” Дуэт Ковальчук П., Таракановская Л.

1-й ведущий: Итак, спасибо девушкам исполнительницам, а мы готовы вместе с членами жюри присоединиться для небольшого диалога к нашим гостям – командам и к столикам, чтобы задать несколько вопросов по поводу нашего конкурса.

2-й ведущий: (возможные варианты вопросов к классам). (Приложение 3)

1-й ведущий: Жюри подводит итоги творческого конкурса, а мы рады предложить вам наше угощение в стиле “Осеннего кафе” – наш фирменный коктейль из шуточных вопросов. Итак, просим вынести угощение!

Звучит музыкальная отбивка.

Выносится разнос, на котором расставлены стаканчики с коктейльными трубочками, а внутри на разноцветных листках цветной бумаги написаны шуточные вопросы. (10 шт.)

Конкурс “Коктейль из шуточных вопросов”. (Приложение 4)

Реквизит к конкурсу:разнос, 10 высоких пол – литровых стаканчиков + 10 цветных записок из цветной бумаги, уложенных по бокам.
(Приложение 5)

1-й ведущий: Итак, есть готовые ответы? Или желающие досрочно ответить на вопрос?

Каждый участник от команды может получить дополнительный балл в общую копилку команды.Вопрос первый (зачитывает вопрос и ждет ответ от участника).

2-й ведущий: Немного умственной нагрузки не повредит, но и засиживаться мы вам сегодня не дадим, поэтому приглашаем 3 пары на наш “ Осенний танцпол”.

1-й ведущий: Пока желающие пары выходят на нашу островную площадку, мы, чтобы вам не было скучно, готовы вручить вам по газетке. Каждый раз пара, при смене музыки складывает газету вдвое до тех пор, пока под ногами не окажется самый маленький островок, на котором вы продолжите ваши телодвижения. Задание понятно? Приготовились, танцуем!

Конкурс “Осенний танцпол на островке”. (Приложение 6)

Реквизит к конкурсу: монтаж танцевальных треков, 3 газеты.

2-й ведущий: Аплодисменты участникам и победителям конкурса, а нашу программу

продолжит конкурс “Разгадай загадки осени ”. Для этого мы раздадим каждому классу по загадке. Досрочные ответы приветствуются.

Конкурс “Загадки осени”.

Реквизит к конкурсу: 5 загадок на кленовых листках, 5 ручек.

1-й ведущий: Продолжит лирическую страничку нашего застольного времяпровождения конкурс “Литературный”, для этого мы выдадим вам по листку с вариантами фамилий поэтов и их четверостишиями. Нужно точно определить, кто из поэтов какое из стихотворений написал, и надписать напротив каждого из них правильный вариант.

Конкурс “Литературный”.

Реквизит к конкурсу: листки с отпечатанными на них вариантами стихотворений и фамилий поэтов, ручки.

Песня “Осень” Алсу исп. Таракановская Л.

2-й ведущий: Осень – пора дивных превращений природы, время богатого убранства лесов и полей, изобилия овощей и фруктов. Осень воспевают поэты и пишут полотна художники, а в следующем конкурсе мы нарисуем целый натюрморт из овощей и фруктов, но участники это сделают, не видя своего шедевра, так как мы вам на все на это просто закроем глаза.

1-й ведущий: Приглашаем для участия в конкурсе 3 пары художественно одаренных участников и их помощников. И ваша задача заключается в том, что вы с закрытыми глазами будете рисовать по ватману, который для вас придержат ваши помощники, маркером те овощи и фрукты, которые мы назовем. Чья работа получится лучше, тот и победитель.

2-й ведущий: Завязываем глаза, открываем маркеры и, ассистенты – мольберты, вы готовы?

Конкурс “Осенняя палитра”. (Приложение 7)

Реквизит к конкурсу: 3 половинки от листа ватмана, 3 маркера, 3 платка.

1-й ведущий: Итак, попытаюсь передать то, что меня вдохновляет: вижу красивую корзину, плетенную с ручкой, в которой просто блестят кругленькие бочечки персика, рядом лежит дыня в разрезе, около нее 3 огурца с “пупырышками” и пара помидорок, возле них горстка черешен с хвостиками, а повыше гроздь винограда – большая такая гроздь килограмма на 1.5. и, листочки у него большие и резные, а возле корзины лежат 3 яблока и банан, раскрытый наполовину и пара слив. Как это вкусно мечталось, а теперь мы посмотрим, как вы это смогли передать полотну.

2-й ведущий: Сальвадор Дали и Пабло Пикассо “отдыхают”, а мы продолжаем развлекаться и радовать вас угощениями.

1-й ведущий: На этот раз мы угостим вас мороженным со съемок одного кинофильма.

Разнос в “студию”! Желающие попробовать на вкус наш следующий конкурс – можете угощаться.

2-й ведущий: Перед вами оригинальные бутафорские порции, в каждой из которой роль, которую вы сейчас будете исполнять.

1-й ведущий: Сейчас, прямо здесь, не сходя с места, будет сниматься фильм, в котором главные роли поручается исполнять вам. Вы видите эти камеры, у вас на руках листочки. На них указано, какая у вас роль. Я буду читать сценарий, называть персонажей, у кого в открытке указана эта роль – пожалуйте на сцену! Итак: камера, мотор, начали! “Снимается кино! ”

Угощение: “Мороженное со съемок”. (Приложение 8).

Конкурс “Снимается кино!”.

Реквизит к конкурсу: стаканы одноразовые, салфетки, листочки с ролями, текст. (Приложение 20)

1-й ведущий: Вот и съемке конец, а кто участвовал – молодец!

2-й ведущий: И снова приглашаем вас отдохнуть за застольным заданием. Вашему вниманию предлагаем “Овощной кроссворд ”. В нем вы должны как можно быстрее выписать названия овощей и фруктов. У какой команды это получится быстрее и правильнее, тот и получает определенное кол-во баллов.

Конкурс “Овощной кроссворд”.

Реквизит к конкурсу: 5 листов с кроссвордом, 5 ручек командам.

Гитара. Песня “Бордовый закат”.

1-й ведущий: Задания можно передать в жюри, а у нас следующий конкурс:

“Наряди на огород”. Все мы знаем, с какой (с иронией в голосе) “ охотой” приходится помогать родителям на огороде, видимо, поэтому им так усердно доводится нас снаряжать для этого коллективного дела.

2-й ведущий: Уверены, что желающих показать, как это бывает – немало, поэтому просим вас выйти 3 пары для демонстрации этого сюжета.

1-й ведущий: Условия понятны и просты – один одевает другого в огородный наряд, но выполняется задание обоими с завязанными глазами.

Конкурс “Наряди на огород”.

Реквизит к конкурсу: пластиковые корзины – 3 шт., 3 сарафана или юбки, 3 блузки,3 платка, 3 кофты,3 спортивных брюк, 3 фартука.

2-й ведущий: Вот вам каждому корзина с нарядами. Вот – по два платка, которыми вы завяжете глаза себе и своему оппоненту. И как только зазвучит музыка – вы начнете одевать ваших помощников. Начали!

1-й ведущий: И побеждает у нас пара самых быстрых и ловких огородников!

Продолжая нашу огородную тему, вас ждет следующий конкурс “ Собрать картошку ”. В этом конкурсе главное опередить соперника и побыстрее собрать как можно больше плодов картофеля с нашего символичного поля, усложняется задание – завязанными глазами.

Конкурс “Собрать картошку”. (Приложение 9)

Реквизит к конкурсу: полиэтилен 1.5 х 1.5 м и 30 клубней вымытого картофеля, 2 ведерка, 2 платка.

2-й ведущий: Урожай весь собран, а значит можно сделать передышку. Даже сказать больше – устроить небольшой перекус, с помощью нашего следующего конкурса, который называется “Искусные повара”.

1-й ведущий: Мы выносим наш фирменный торт, а в нем – задания. Раздаем. А задания в следующем: сварим-ка мы с вами наши любимые блюда, а чтобы они получились, нужно определить какие продукты в списке лишние.

2 ведущий: Кто быстрее и правильнее – оценит наше жюри.

Угощение “Торт”.Конкурс “Искусные повара”.

Песня “Осенние дожди” исп. Ковальчук П. (Гитара).

1-й ведущий: И снова подарок от нашего кафе, но, как вы понимаете, не простое. Открыв коробку, вы найдете следующее задание, на этот раз это пантомима. Даем вам время на обсуждение, выбор участников и приглашаем для демонстрации сюжета к нам на площадку поочередно каждый класс. Условие пантомимы, надеемся, вы знаете, без слов нужно изобразить ту ситуацию, которая прописана в задании. Кто точнее назовет содержание сюжета, тому классу мы присудим наибольшие баллы.

Угощение – “Коробка конфет”. Конкурс “Пантомима”.

Реквизит к конкурсу: пустые коробки конфет, перевязь, записки с заданиями.

2-й ведущий: Команды старались по максимуму, всем спасибо, а мы предлагаем потренироваться со следующим заданием. Получите конверты, в которых вы найдете разрезанные на части осенние фото – сюжеты. Необходимо по команде их как можно быстрее собрать в целую картинку. Итак, команды готовы– приступайте.

Конкурс “Осенняя мозайка”.

Реквизит к конкурсу: 5 конвертов, 5 разрезанных на части осенних фото-сюжетов.

Песня “Осень” исп. Тюжакаев Д., Пивненко П.

1-й ведущий: Осень – щедрая пора. Фруктов и овощей, хоть отбавляй. И как нам сегодня не угостить вас сочными и спелыми яблочками. Но вначале придется, как следует потрудиться. Яблочки висят высоко, а руки у вас так запутались, что и не достать – просим их сложить за спиной.

2-й ведущий: Условия конкурса, как вы уже поняли следующие: с руками, сложенными за спиной попытаться съесть яблоко. Кто быстрее, тот и победитель. Внимание, начали.

Реквизит к конкурсу: 5 яблок, развешенных на коротких перекладинах, которые держат по двое помощников.

Жюри начинает подводить предварительные итоги конкурсов для классов.

Звучит музыкальная отбивка.

1-й ведущий: Сегодня у нас, как мы и обещали, для вас столько угощения, сколько вам и не снилось и, следующее уже по пути в зал. Это вкусненькая капуста и морковка, без которых не обойдется ни один осенний стол. Но непростые, а с заданиями, которые вы можете вытянуть своей рукой. Готовы, выбирайте.

2-й ведущий: Читайте задание и выходите к нам!

Конкурс “Овощной сюрприз”. (Приложение 11).

Реквизит к конкурсу: бутафорский декоративный макет капусты, с вложенными в него листьями – записками с заданиями, разнос, салфетки.

1-й ведущий: Каких только талантов нет в нашем зале, не устали еще?

Предлагаем вам праздничный показ мод “Осеннее дефиле”,в результате которого мы сможем выбрать “Мисс и Мистера Осень”.

Приглашаем приготовиться наших участников.

Дефиле “Осенний показ мод”.

Песня “Яркий свет” исп. Таракановская Л.

2-й ведущий: А сейчас пора выбрать Мисс и Мистера Осень на нашем празднике. Для этого мы проголосуем все вместе. На каждом столе лежат листочки – жетончики, которые нужно положить в коробочку того участника дефиле, который вам больше всего понравился. Итак, просим!

Звучит музыкальная отбивка.

Члены жюри подводят предварительные итоги по результатам конкурсов для классов. Участницы подсчитывают кол-во голосов в своих копилках.

2-й ведущий: Большее кол-во голосов отдано за участницу из …класса. И, мы объявляем, что Мисс Осенью на нашем празднике становится_____________. Ваши аплодисменты, и мы вручаем ей нашу стилизованную ленту. Поздравляем! (Приложение 12)

1-й ведущий: А так как “Мисс Осень” не может быть одна, мы предоставляем ей возможность выбора “Мистера Осень” нашего праздничного вечера. Выбор за вами!

Песня “Обернитесь”.

2-й ведущий: Члены жюри готовы объявить результаты конкурса, им слово.

Жюри объявляет классы-победители в номинациях, вручает дизайнерские дипломы.

1-й ведущий: Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметили ее приход. Мы благодарим осень, за то, что она собрала нас всех в нашем праздничном осеннем кафе.

2-й ведущий: Впереди зима, весна, лето. А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе уютные огоньки “Осеннего кафе”.

1-й ведущий: Наш праздничный вечер подходит к концу, надеемся, что он стал для вас радостным и приятным событием!

2-й ведущий: А мы, в свою очередь рады были сделать пасмурный осенний вечер наполненным дружеским общением и вашим улыбками! До новых встреч, дорогие друзья!

Звучит трек В. Брежнева “Реальная жизнь”.

Татьяна Ходжаева
Конкурсно-игровая программа «Осенняя котовасия»

Сценарий конкурсной-игровой программы «Осенняя катавасия »

Цель : - Организация познавательного досуга воспитанников;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Формирование и развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи :

Актуализация знаний об осени ;

Расширять кругозор, обогащать словарный запас;

Развивать речь;

Создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие внимания, памяти.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения.

Ход мероприятия:

(Звучит фонограмма песни «Осень » группы Лицей)

1 ВЕДУЩИЙ : Добрый вечер, дорогие друзья! Настала прекрасная пора, которую мы именуем словами русского поэта А. С. Пушкина «очей очарованье»

2 ВЕДУЩИЙ : Вот уже несколько дней осень полноправной хозяйкой ступила на нашу землю. Как умело она рассыпала свой багрец и золото на деревья, и нашему взору предстает красивейшая картина, природы, где каких только красок нет!

2 ВЕДУЩИЙ : Нет, не зря нарядом ярким

И невиданной красой спорит осень с летом жарким ,

С юной майскою весной!

1 ВЕДУЩИЙ : Мы начинаем «Бал осени

2 ВЕДУЩИЙ : Мы приглашаем веселье в наш уютный зал

И всенародно объявляем, открытым наш «Осенний бал

(Звучит фонограмма песни «Золотая осень » )

1 ВЕДУЩИЙ : Чтобы наш бал был веселым и увлекательным, давайте веселиться и улыбаться!

2 ВЕДУЩИЙ : Здесь не место хмурым лицам,

Пусть в осенний этот день танцевать и веселиться

Никому не будет лень!

(ребенок читает стихотворенье)

Вот и осень вернулась к нам снова,

Незаметно вошла в отчий край :

Вся в наряде шитья золотого –

Кто ж назвал тебя, осень родная ,

И унылой, и грустной порой?

Загляни в нашу милую школу

И осенний ты бал нам открой .

ВЕДУЩИЙ 1 : А теперь давайте дадим клятву участников Осеннего бала .

Все : Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ : Веселиться от души!

Все : Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ : Танцевать до упада!

Все : Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ : Смеяться и шутить!

Все : Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ : Участвовать и побеждать во всех конкурсах .

Все.: Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ : Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все : Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

ВЕДУЩИЙ 2 : Ну а сейчас мы переходим к конкурсной программе , ведь для победителей в наших конкурсах также приготовлены приятные сюрпризы. Поэтому тех, у кого есть задор и весёлое настроение приглашаем к участию в конкурсно-игровой программе «ОСЕННЯЯ КАТАВАСИЯ » .

ВЕДУЩИЙ 1 : В осеннее ненастье семь погода на дворе -сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу льёт. Интересно а вы знаете приметы осени ?

ВЕДУЩИЙ 2 : Это мы сейчас и узнаем! Мы осеннюю примету начинаем , а вы её продолжаете.

1. Бабье лето ненастное-осень (сухая) .

2. Паутина стелется по растениям-(к теплу)

3. Много желудей в сентябре на дубу-(к лютой, холодной зиме)

4. Осенний иней- (к сухой и солнечной погоде)

5. Если журавли летят на Покров-(будет мороз)

ВЕДУЩИЙ 1 : Ну а теперь, ребятки, отгадайте мои загадки!

«Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли,

Потянулись журавли,

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришел?» (СЕНТЯБРЬ)

О сентябре говорят : «В сентябре одна ягодка горькая, да и та - рябина»

«Все мрачней лицо природы :

Помрачнели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?» (ОКТЯБРЬ)

Октябрь называют «грязником» В народе о нем говорят : «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит»

«Поле черно- белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?» (НОЯБРЬ)

А о ноябре говорят так : «В ноябре зима с осенью борется » , «Ноябрь капризен- то плачет, то смеется»

«Дождлива, да сытна» (ОСЕНЬ )

«Без рук, без ног в подворотню лезет» (ВЕТЕР)

«Над рекой, над долиной повисла белая холстина» (ТУМАН)

«Кто такой? Летом одетый, а осенью нагой » (ЛЕС)

ВЕДУЩИЙ 2 : Осень - самое подходящее время для сбора урожая. Я уверена, что вы и ваши папы и мамы надолго запаслись различными овощами.

Мы тоже сделаем такие запасы, отберём лучшие сорта овощей и фруктов. Встречайте, наше «Овощное ассорти» !

На сцену приглашаются 4 участника. Сбор овощей (на полу перемешаны овощи, надо с закрытыми глазами выбрать нужный овощ и положить в корзину).

ВЕДУЩИЙ 1 : Осенняя викторина :

1. Сколько дней длится осень ? (91 день)

2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени ? (бабье лето)

3. Какое дерево является символом осени ? (клен)

4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)

5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)

6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)

7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)

8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер» ? (тайфун)

9. Чем заканчивается осень ? (ноябрем)

ВЕДУЩИЙ 2 : Конкурс «Презентация овоща» (рассказать об овоще, фрукте, его полезных свойствах)

Арбуз :

Я - душист и крутобок,

Сладкий словно мед,

Не храните меня долго, а кладите прямо в рот!

Капуста :

А я – Капуста белолицая,

Краше в поле не найдешь,

Я - богатая девица,

На мне 70 одеж.

Картофель :

Я - картофель!

Всех кормлю на белом свете,

Всюду культивируюсь,

На любой другой планете

Акклиматизируюсь!

Морковь :

А Морковь, что и Малина,

Не хуже ничуточки,

Содержу я каротин,

Это вам не шуточки!

Помидор :

А тот, кто пьет томатный сок,

Будет строен и высок!

Я полезен, хоть и злюка,

Стоит вам отведать лука,Слезы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Витаминам верный друг,

Лук от семи недуг!

Огурец :

Я превосходный огурец,

Зеленый, крупный, сладкий,

Хочу лежать я на столе,

И не хочу на грядке!

Яблоко :

Я на яблоне весело,

Наливалось и краснело,

А потом упало вниз,

Откуси, не поленись!

ВЕДУЩИЙ 1 : Игра «Возьми приз!»

Играют 2-3 человека. Между игроками и ведущим на столе лежит приз. Ведущий читает текст :

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я цифру “три”, -

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых …семь.

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

Возьми и на ночь повтори

разок - другой, а лучше … десять.

Мечтает парень закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду : раз, два… марш!

Однажды поезд на вокзале

Мне 3 часа пришлось прождать. ”

Если никто из игроков не успевает взять приз, его забирает ведущий, приговаривая : “ Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать”

ВЕДУЩИЙ 2 : Игра «Кто быстрее съест яблоки» . Яблоки плавают в тазиках с водой и задача участников - съесть яблоко без рук.

ВЕДУЩИЙ 1 : А теперь конкурс для самых внимательных! «Вопрос с подвохом!» Задача - быстрей дать правильный ответ.

Этот милый карапуз

С солью съел большой. (не арбуз, а огурец или помидор) .

Полосатые мячи на бахче Федоры,

Будут внуки уплетать скоро. (не помидоры, а арбузы) .

Съесть без сахара не струшу

Я, ребята, на спор. (не грушу, а лимон) .

С яблони что-то упало на нас.

Это, скорее всего,. (не ананас, а яблоко) .

Ловко лезет на забор,

Весь в стручках уж. (не помидор, а горох) .

В красном соке весь мой сын :

Ест зернистый. (не апельсин, а гранат) .

Ветка нам стучит в окошко,

А на ней висит. (не картошка, а яблоко или груша) .

Она на лампочку похожа

И с юлою схожа тоже,

До чего она красива!

На деревьях чудо. (не слива, а груша) .

Ох и пахнет, наливная,

Вся под осень золотая ,

На прилавке молчаливо

Золотится наша. (не слива, а дыня) .

Поросенок в грядке лег ,

Полосатый круглый бок.

Он такой у нас один -

Сладкий, спелый. (не апельсин, а арбуз) .

Желтый он и кислый очень,

Хоть и южный, между прочим,

На деревьях малый груз,

К чаю вкусный он. (не арбуз, а лимон) .

Спелый, сочный наш дружок,

У него пушистый бок,

Южный фрукт растет для нас -

Наш любимый. (не ананас, а персик) .

ВЕДУЩИЙ 2 : Конкурс «Венок из листьев» . За лучшую работу – приз.

ВЕДУЩИЙ 1 : Проводится игра «Волшебный платок» .

Звучит веселая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Ведущий, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.

Ведущий : Раз! Два! Три!

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте!

Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают. Ребенок, находившийся под платком, прыгает под веселую музыку, а все остальные хлопают ему.

Играя последний раз, ведущий накрывает платком любой предмет, незаметно внесенный в зал. Осень вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребенка, который , по их мнению, спрятался под платком.

ВЕДУЩИЙ 2 : Игра «Подбери яблоко»

Ребята танцуют под быструю музыку. На полу лежат яблоки (яблок на одно меньше, чем детей-участников) . Когда музыка смолкает, все берут с пола по яблоку. Тот, кто остался без яблока, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.

ВЕДУЩИЙ 1 : А теперь загадки-складки.

Детвора и обезьяны

Любят сладкие. (бананы) .

А в подарке у Марины

Вкусно пахнут… (мандарины) .

Гость тропический у нас -

Пышнохвостый. (ананас)

Ох, обманщики вы, вруши!

Не растут на елках. (груши) .

Краснощека, невеличка,

Манит в лес нас. (земляничка) .

Мне в лукошко загляни-ка :

Там лесная есть. (клубника) .

Прибегу я по тропинке

К сладкой ягодке. (малинке) .

Черный рот у Вероники,

Ведь в лесу полно. (черники) .

Спеет на ветке она горделиво,

Синяя сладкая с косточкой. (слива)

Мы, ребята, не пугливы -

Рвем в чужом саду мы. (сливы)

В этом деле третий - лишний.

На троих не хватит. (вишни) .

Грозди ягод спелых рад -

Вкусен крымский. (виноград) .

Алый цвет, медовый вкус,

Съем до корки я. (арбуз) .

Не бросают их солдаты.

Ох, вкусны, сочны. (гранаты) .

Пышный хвост схватил я ловко,

Потянул - и вот. (морковка) .

Я твержу сестре Лариске :

Нет окрошки без. (редиски) .

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит. (лук) .

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все лекарства заменяет

Нам головка. (чеснока) .

Не чихал чтоб мой сынок,

В суп кладу ему. (чеснок) .

Ох, в земле засела крепко

Наша сказочная. (репка) .

На солнце жарком он подсох -

Теперь лишь в суп пойдет. (горох) .

Все друзья зовут Антошку

Им помочь копать. (картошку) .

Юбки свои накрахмалив до хруста,

Гордо расселась на грядке. (капуста) .

Прекращайте все споры-раздоры!

Сок томатный дают. (помидоры) .

Весь в пупырышках малец -

Изумрудный. (огурец) .

Солнцу подставляет круглый свой бочок,

С каждым днем толстеет желтый. (кабачок)

Он почти по форме сердца,

Желто-красный плод у. (перца) .

Очень крепкие доспехи

Носят вкусные. (орехи) .

Про запас, не для потехи,

Тащит белка в дом. (орехи) .

Дарят вкусные плоды

Нам фруктовые. (сады) .

Играют с нами в прятки

Огурчики на. (грядке) .

Холод туда сквозь стекло не проник -

Будет зимой с овощами. (парник)

Чтоб зимою сыты были

Мы от вкусных-вкусных щей,

Нужно вырастить побольше

Летом разных. (овощей) .

Овощи и фрукты в корзины нагружай.

Вот какой отличный нынче. (урожай) .

ВЕДУЩИЙ 1 : Танец с апельсинами.

Участники танцуют парами, удерживая между лбами апельсин. Мелодии меняются : танго, вальс, диско, русская народная и др. Задача танцующих - выразительно исполнить танец, не уронив апельсин. (под музыку «Осенний вальс » )

ВЕДУЩИЙ 2 : А сейчас викторина «Овощи, фрукты и другие продукты»

1. Какой тропический фрукт обычно едят ложкой, вынув из него предварительно крупную косточку?

а) манго; б) ананас; в) киви; г) персик.

2. Какой тропический фрукт есть в природе?

а) мамайя; б) папайя; в) бабайя; г) братайя.

3. Как называют картину с изображением овощей и фруктов?

а) пейзаж; б) натюрморт; в) портрет; г) шарж.

4. Какой плод в Библии называется смоквой?

а) инжир, б) финик; в) оливку; г) абрикос.

а) яблоня; б) груша; в) слива; г) вишня.

6. Ягоды какого из этих растений по форме напоминают малину?

а) брусника; б) черника; в) ежевика; г) голубика.

7. Как называется съедобная и очень полезная водоросль?

а) морская репа; б) морская петрушка; в) морская морковь; г) морская капуста.

8. Какая ботва используется для приготовления ботвиньи?

а) морковная; б) картофельная; в) свекольная; г) гороховая.

9. Какую часть растения артишок употребляют в пищу?

а) стебель; б) соцветие, в) листья; г) корень.

10. Какая из этих пряных трав является разновидностью полыни?

а) базилик; б) эстрагон; в) петрушка; г) сельдерей.

11. Какое растение изображают, составляя родословную?

а) дерево; б) куст; в) водоросль; г) лишайник.

12. Какие части растений в школе изучают не только на биологии, но и на русском языке и математике?

а) корень, б) стебель; в) лист; г) цветок.

13. Какое садовое дерево в России начинает плодоносить раньше?

а) вишня, б) груша; в) слива; г) яблоня.

14. Какой колючий кустарник дал название кисло-сладким леденцам?

а) шиповник; б) крыжовник; в) барбарис, г) боярышник.

15. Разновидностью какого овоща является турнепс?

а) тыква; б) репа в) редька; г) редис.

16. Какой овощ на наших огородах самый ранний?

а) морковь; б) свекла; в) огурец; г) редис.

17. Что нужно добавить в щи, чтобы они стали борщом?

а) борщевик; б) свеклу, в) помидор; г) перец.

18. Какую овощную культуру огородники средних широт сажают осенью ?

а) редьку; б) баклажаны; в) свеклу; г) чеснок.

19. Какой овощ является самым низкокалорийным?

а) огурец, б) морковь; в) кабачок; г) свекла.

20. Какая из этих сельскохозяйственных культур не относится к семейству тыквенных?

а) арбуз; б) дыня; в) кабачок; г) баклажан (семейство пасленовых) .

21. Как называется жидкость, содержащаяся внутри кокосового ореха?

а) кисель; б) молоко; в) кока-кола; г) кефир.

22. В чем созревают семена хлопчатника?

а) в коробочке, б) в ящичке; в) в шкатулочке; г) в сундучке.

23. Как европейцы называли китайских чиновников?

а) киви; б) лимон; в) мандарин; г) апельсин.

24. В американском штате Айдахо поставили памятник из чистого золота :

а) томатам; б) кукурузе; в) фасоли; г) картофелю.

25. Имя какой столицы есть в названии одного из сортов капусты?

а) Вена; б) Брюссель (брюссельская капуста) ; в) Берн; г) Рим.

ВЕДУЩИЙ 1 : И в заключение нашей развлекательно-игровой программы прослушайте частушки в исполнении наших девочек.

Мы, веселые девчата,

Красоты рекорды бьем.

Красоты своей рецепты

В огороде мы берем.

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры.

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры.

Я секрет румян достала

У прабабки Феклы :

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы!

Мне миленочек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской!

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку,

Потому что я жую

Каждый день морковку.

Вся в царапинах ты, Зина!

Кошка, что ль, тебя драла?

Ох, ходила по малину,

На пирог вот набрала.

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива.

Буду жить теперь под ней

Сладко и счастливо.

Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко :

Нам поможет убирать

В огороде репку.

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем.

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики» .

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

Вот наш дедушка с корзинкой

На узорчатом крыльце.

Раздает своим внучатам

Витамины А, В, С.

ВЕДУЩИЙ 2 : Вот и вечер прошел,

Вы довольны, друзья?

Значит, все хорошо,

Мы встречались не зря!

С праздником! С праздником золотой осени !

ВЕДУЩИЙ 1 : Делу – время, потехе – час. Праздник продолжается!

Дискотека после подготовки зала начинается.

Конкурсно - игровая программа «Кладовая Осени!»

Данный материал будет полезен как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 13 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных осенним каникулам.

Цель : развитие сообразительности, смекалки, воображения, а так же создание условий для формирования умений работать в коллективе.

Развивающая задача: развивать коммуникабельность и стремление к победе.

Воспитательные задачи: расширение знаний детей о временах года, формирование интереса к изучению окружающего мира.

Ведущая: «Добрый день, дорогие ребята! Мы очень рады видеть Вас. Знакомьтесь со всеми, с кем вы еще не знакомы. Посмотрите, какие за окном красивые, одетые в золото деревья, к чему бы это? Правильно, все потому что наступила ОСЕНЬ! Ах, осень, осень… Кто - то радуется ей, а кто - то возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть свои прелести. А хотите узнать об осени по больше? Да? Тогда давайте позовем в гости Осень, она сама нам все и расскажет!»

ВСЕ ВМЕСТЕ: «Осень, Осень! В гости просим!»

Звучит народная музыка. Входит Осень.

Осень : «Здравствуйте, ребята! Слышала, звали вы меня, вот я и пришла. «Осень славная пора.

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград,

Все поспели для ребят.

А арбуз, увидев важный, оживится детвора -

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»»

Да пришла я не одна. Со мною вместе пришли еще три гостя, а как их зовут, вы узнаете, если отгадаете три мои загадки».

Загадки:

«Август месяц хлопотливый -

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в …»

(Сентябре)

«В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок -

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …»

(Октябрем)

«Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи!»

Ах, какие же вы ребята молодцы, отгадали имена всех моих трех сыновей! А хотите я вас теперь с ними познакомлю?»

Звучит музыка: входят месяцы Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Осень : «Вот какие они у меня красавцы, один краше другого! Ну, расскажите, чем же вы порадуете наших детишек?»

Сентябрь : «Я припас для ребят много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил».

Октябрь . «У меня тоже найдется, чем похвалиться. Взгляните - кругом ковры из листьев, а урожай просто загляденье. Жаль только мой срок истекает!»

Ноябрь. «Не грусти братец. Ровно через год ты снова будешь творить свои чудеса. А я должен приготовить всю природу к зиме. Скоро закружатся над полями и степями первые снежинки - предвестники Царицы Зимы…»

Осень: «Сыновья мои дорогие, ребята, раз мы собрались на праздник «Осени», то грустить и жалеть давайте мы ни о чем не будем. Будем веселиться, играть и танцевать! И поэтому я объявляю осенние игрища!»

Конкурсы:

1. «Конкурс загадок» - участвуют все.

1) Если дождик, мы не тужим - бойко прыгаем по…(Лужам)

2) Летит орлица через тридевять земель, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

3) Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

4) Что не сеяно - родится? (Трава)

5) Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)

6) У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

7) Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (Подсолнух)

8) Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

9) Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, пока Матрёшка упадет, сама в траву. (Груша)

10) Он большой как мяч футбольный, если спелый - все довольны. (Арбуз)

2. Конкурс «Осенние листья» - участвует две команды по 10 человек.

(нарисовать с закрытыми глазами листья ДУБА, КЛЁНА, БЕРЁЗЫ)

3. Конкурс «Волшебный мешок» - участвует 2 команды по10 человек.

(в мешке лежат овощи фрукты, на ощупь их надо определить и назвать)

4. Конкурс «Собери урожай» - участвует 2 команды, по 10 человек.

(на полу (в обручи) разбросан картофель, наперегонки надо собрать картофель в ведёрко, но не рукой, а ложкой)

5. Конкурс «Собери дерево» - участвует 2 человека

(участникам предлагаются листья и плоды деревьев, необходимо наперегонки ПРАВИЛЬНО собрать пары «ЛИСТ - ПЛОД» и подобрать к ним табличку с названием)

6. Конкурс «Букет» - участвует 2 команды по 7 человек.

(участники выстраиваются в ряд и им раздаются карточки с буквами. По сигналу игроки должны перестроиться так, чтобы получилось слово - название цветка)

Порядок размещения букв: «РОМАШКА» «ГЕОРГИН »

«ВАСИЛЕК» «ЛАВАНДА»

7. Конкурс « Собери грибы» - участвует 2 команды по 5 человек.

(нужно собрать грибы, разбросанные на полу в обручах, в корзины. Чья команда справится быстрее, та и победила)

8. Конкурс « Черный ящик».

В ящике находятся известные всем овощи. Отгадавший получает этот овощ.

1. Вопрос: « В древности этот овощ рыцари носили на груди в качестве амулета»? (Лук)

2. Вопрос: «А этот овощ уж совсем страшно называли - «чертово яблоко»? (Картофель)

3. Вопрос: «В старину этот овощ называли «золотое яблоко»? (Помидор)

9. Конкурс « Картошка, держись!»

(В конкурсе участвуют несколько пар. Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину. Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель)

1-й Ведущий: Добрый вечер, друзья дорогие!

В этом зале уже не впервые

Мы проводим осенний бал,

Бал нас вместе сегодня собрал!

2-й Ведущий: Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень – одно из любимых времен многих людей, потому что это самое яркое время года!

1-й Ведущий: Осени поэты посвящали свои стихотворения, а художники – картины. Осень воспевают, осень ждут. И мы с вами тоже с нетерпением ждали этот вечер. Осень всегда будет непредсказуемым и самым желанным временем года. Мы сегодня в этом убедимся.

Под звуки музыки исполняется танцевальная композиция «Ярмарочная осенняя зарисовка».

1–й Ведущий:

Осень…

«В такое время мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса…»- Какие великолепные слова! Искристые, теплые волшебные!Вдохновенные!

2-й Ведущий: Слова-то, несомненно, великолепные. Вот только осень я не очень люблю. Тоскливо как-то после веселого лета разглядывать несуществующие чудеса., да еще и восхищаться тем, чего нет!

1-й Ведущий: Да ты только представь! Падающие листья, всех оттенков меда! Давай включай свое воображение!

2-й Ведущий: Ну!

1-й Ведущий: Что «ну»!

2-й Ведущий: Представил.

1-й Ведущий: И что же ты представил?

2-й Ведущий: Старенький, уставший дворник весь день метет опавшие листья.

1-й Ведущий: Так, развивай свою мысль дальше.

2-й Ведущий: А они все падают и падают.

1-й Ведущий: Уже лучше!

2-й Ведущий: Падают и падают…

1-й Ведущий: Ты повторяешься…

2-й Ведущий: И вот идет он домой – попить чаю с медом… цвета опавших листьев.

1-й Ведущий: В тебе пропадает талант рассказчика, ты меня заинтриговал, уж очень хочется узнать, какого сорта был мед?

2-й Ведущий: А меда то в горшке не оказалось!

1-й Ведущий: Какэто не оказалось? Ты же сам сказал: «Старенький дворник идет домой, чтобы попить чай с медом».

2-й Ведущий: А мед-то медведь съел!

1-й Ведущий: Да… Ну и воображениеу тебя! Ты, верно, забыл, что осенью медведи укладываются в спячку.

2-й Ведущий: Такя об этом и говорю: все умирает, все вянет, все засыпает!

1-й Ведущий: Но есть и свои плюсы! Например, осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок. И даже младший школьник знает, что это Болдинская осень.

2-й Ведущий: Осенью засыпает нормальное лето, а просыпается ненормальное – бабье: и птицы уже улетели, и купаться нельзя, и на пляже не поваляешься!

1-й Ведущий: Осенью открываются театральные сезоны. Любимые артисты возвращаются отдохнувшие и готовые порадовать нас, зрителей, новыми премьерами.

2-й Ведущий: Осенью отовсюду возвращаются отдохнувшие учителя, которые так и норовят «порадовать» бедных детей контрольными или самостоятельными! В общем, настроение у меня самое что ни наесть осеннее – пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин признавался: «Унылая пора…»

1-й Ведущий: Что же ты замолчал, читай дальше, раз начал.

2-й Ведущий: Унылая пора, прощай, моя краса, завяло все в природе!

1-й Ведущий: А ты уверен, что ничего не перепутал?

2-й Ведущий: Уверен, кажется…

1-й Ведущий:Тогда скажи, в чем еще признавался великий русский поэт?

1-й Ведущий: Я так и думал. А на самом делеАлександр Сергеевич,как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

2-й Ведущий: На этой поэтической ноте разрешите вас остановить, мой юный друг, а нашим зрителям предложить концертный номер ДЛЯ РАЗОГРЕВА…

ПЕСНЯ …………………………………………………………………………………………

2-й Ведущий: Сегодня именно осень во всем своем великолепном многообразии будет находиться под нашим пристальным вниманием.

1-й Ведущий: В результате игры «Что такое осень?» жюри обязательно определит победителя, назовет лучших. А мы с вами не только будем активными болельщиками и помощниками, но также узнаем много нового и интересного об этой поре. А с чего же мы начнем?

2-й Ведущий: А начнем с того, что представим публике наше жюри:

1. Ежикова М.С.

2. Ершова М.Л.

3. Лопаткин А.С.

и друг другу представим осенних охотников за интеллектуальным урожаем.

Конкурс «Представление»

1 команда «Золотые паруса»…

3 команда «Осенняя палитра»…

4 команда «Бархатный сезон»…

5 команда «Кладовая солнца»…

1-й Ведущий: И так, слово для представления получает:

1 команда «Золотые паруса»…

2 команда«Фруктово-ягодный букет»…

3 команда «Осенняя палитра»…

4 команда «Бархатный сезон»…

5 команда «Кладовая солнца»…

2-й Ведущий: Браво ребята, считайте, что вы размялись перед следующим очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Предки наши относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде. «СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОГДА ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»- именно так называется наш следующий конкурс.

1-й Ведущий: Ваша задача – восстановить перепутанные части пословицы.

Пословицы для первой команды:

Чтобы рыбку съесть/да горы копает.

На одном месте лежа / тому бог подает.

Муравей не велик / надо в воду лезть.

У ленивой пряхи / и камень мхом обрастает.

Кто рано встает / и для себя нет рубахи.

Пословицы для второй команды:

Кончил дело / не вытащишь рыбку из пруда.

Лентяй праздники знает / гуляй смело.

Работа с зубами / а лень портит.

Труд человека кормит / да будни не помнит.

Без труда / а лень с языком.

Пословицы для третьей команды:

Кто пахать не ленится / когда спишь до обеда.

Не спеши языком / оба подставишь – легче справишься.

От трудов праведных / у того и хлеб родится.

Не пеняй на соседа / торопись делом.

В полплеча работа тяжела / не нажить палат каменных.

Пословица для четвертой команды:

У ленивого, что на дворе / чужая ребром торчит.

На печи лежать / так и не будет скуки.

Понурая коровка / так и хлеба не видать.

Трудовая денежка плотно лежит / то и на столе.

Не сиди сложа руки / много молочка несет.

Пословицы для пятой команды:

Пчелка по капельке в улей носит / в лес не убежит.

Без дела жить / да богу и людям угождать.

Работа не волк / только небо коптить.

Под лежачий камень/ и сена много.

Под острую косу / и вода не бежит.

Если все пословицы восстановлены правильно, команда получает пять баллов – из расчета один балл за одну пословицу.

1-й Ведущий: Пока жюри подводит итоги мы приглашаем на сцену ребят из … класса с ПЕСНЕЙ… …………………………………………………………

2-й Ведущий: Конкурс «ТЕАТР ОСЕННИХ МИНИАТЮР». Тема —Школьная пора.

По десятибалльной шкале оцениваютсяартистические способности. Слово первой команде, слово второй команде и т.д.

2-й Ведущий: Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит осень…

Темнеет день за днем, — и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

1-й Ведущий: Но в этом зале нет «угрюмых сосен», зато есть веселые игроки. Даже если солнышко и надумает скрыться за тучку, темней от этого не станет. Свет идет от солнечных улыбок наших зрителей.

Песня….

2-й Ведущий: А сейчас станет еще веселее. Ведь конкурс, который мы проведем, называется «ОСЕННЕ-ПЕСЕННЫЙ ВЕНОК ». Этот венок, уважаемые господа, вы будете плести до той поры, пока не иссякнет ваш песенный запас.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ КОНКУРСА.

1. «Листья желтые»;

2. «Вновь дождей пора настала»;

3. «Старинный вальс. Осенний сон»;

4. «Клен ты мой опавший»;

5. «Вальс – бостон»;

6. «Отговорила роща золотая»;

7. «Что такое осень?»;

8. «Осень, осень»;

9. «Осенний поцелуй»;

10. «Осторожно, листопад» и т.д.

1-й Ведущий: Вот так и пели бы до рассвета, но пора подводить итоги конкурса. Побеждает команда, исполнившая большее количество песен об осени.

1-й Ведущий: Интересно, а как на заре человечества объясняли сезонные изменения в природе, ведь в то время не было науки и метеорологов?

2-й Ведущий: Но, например, скандинавы считали, что осень приходит в тот момент, когда злые великаны похищают у доброго бога Тора его волшебный молот. Но каждый раз хитроумный Тор находил способы вернуть волшебный молот на Землю. И снова наступала весна, и все в природе оживало.

1-й Ведущий: Древние греки создали красивый миф, в котором бог подземного царства Аид похищает прекрасную Персефону. Ее мать, богиня плодородия Деметра с горя покидает Олимп, и Земля остается без присмотра заботливой Диметры. Птицы замолкают, растения вянут, земля оголяется, листья падают. По воле Зевса Аиду пришлось отпустить Персефону домой. И с той поры треть года Персефона проводит под землей, а две трети года на земле, с матерью Деметрой, и все цветет, плодоносит и радуется.

2-й Ведущий: У древних славян существовалазагадочное Тридесятое царство – мертвых, которым правил – кто бы вы думали – Кощей Бессмертный! Очень хотелось Кощею жениться на прекрасной деве Леле. Но попытки Кощея обрести семейное счастье каждый раз заканчивались безуспешно. Добрый молодец, победив Кощеяв неравном бою, возвращал деву Лелю на этот свет. И когда ее мать – богиня плодородия Лада переставала лить слезные дожди и низвергать тучи плохого настроения на славянскую землю, и вновь сияло солнышко, и люди радовались возможности засеять пшеницу, выращивать овощи и фрукты, ведь из них получаются вкуснейшие блюда.

1-й ВЕДУЩИЙ: На конкурс представляются блюда, которые изготовили учащиеся,не находящиесясегодня в командах, это ребята 5-7 классов. Учитываются оригинальность и, конечно, вкусовые качества изготовленных блюд. Жюри подводит итоги. вне основного конкурса

1-й Ведущий: Вы, наверное, думаете, что зрителям не придется сегодня немного подумать головой? А вот и зря. Следующим номером нашей программы будет…

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «ПРИМЕТЫ».

2-й Ведущий: Я вспомнил очень актуальную примету. Если косточки от пасхального ягненка зарыть на поле, то потом зерновые культуры градом не побьет.

1-й Ведущий:Осенью ложка воды —ведро грязи, весной ведро воды – ложка грязи.

2-й Ведущий: В двадцатых числах сентября начинается уборка лука. Нужно обратить внимание на луковый покров. Много одежки на луковицах – быть зиме холодной.

1-й Ведущий: А сейчас очередь за зрителями вспомнить как можно больше разных примет.

v Если поздней осенью появились комары, значит, зима будет мягкой.

v Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

v В осень ночуй, не переезжая реки, весной переезжай, не упуская часа.

v Если на Семенов день (14 сентября) теплая погода, то вся зима будет теплая.

v Если на Семенов день дожди идут, значит, вся осень будет дождливой.

v 23 сентября нужно ценить, сколько рябины в лесу: если много, значит, осень будет дождливой, а зима лютой. Посему и заготавливали люди рябинный квас, спасающий от воспалительных заболеваний. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Лето с зимой встречаются.

v 27 сентября. Воздвиженье. Последний воз хлеба с поля сдвинулся – холода надвинулись.

v Если 1 октября наблюдается массовый отлет журавлей, то снег ляжет 14 октября.

v Осенний ледок тонок, да цепок, весенний лед толст, да прост.

v Если в первых числах сентября журавли на юг полетели – к ранней зиме.

v Если на Покров ветер с востока дует – к холодной зиме. Если снег выпадает на Покров – к счастью молодоженов.

v 4 ноября. Казанская. До Казанской не зима, а с Казанской – не осень.

v 19 ноября. Встретились два друга. Звон морозов да вьюга. Начало ледостава.

v 27 ноября. Филипп – к веткам морозью прилип. Если в этот день пасмурно, к хорошему урожаю.

v Если злую муху осенью закопать в землю, остальные не будут кусать.

Каждая названная примета один балл в пользу команды.

1-й Ведущий: Пришло время капитанам команд продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый вдумчивый и сообразительный – покажет следующий конкурс, который называется «ЯБЛОЧНЫЙ ПОЕДИНОК». За каждый правильный ответ капитан получает яблоко. Победил тот, у кого оказался самый богатый урожай.

Вопросы для капитана 1 команды:

1. Как называется осенний отлет птиц (миграция).

2. Время от рассвета до заката (долгота дня).

3. Стеклянный приют овощей (банка).

4. Плоды, сваренные в сиропе (варенье).

5. Результат пчелиного труда (мед, воск).

6. Как называется искусство выращивания карликовых деревьев (Бонсай).

7. Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).

8. Чем питается растение росянка (насекомыми).

Вопросы для капитана 2 команды:

1. Где возникло искусство выращивания карликовых деревьев (в Японии).

2. Какой сезон длится с 14 по 20 сентября (Бабье лето).

3. Вьют ли птицы, улетающие в теплые края, там гнезда (нет).

4. Как называется горячая пора уборки зерновых (страда, жатва).

5. С чего начинается осень (с буквы «о»).

6. Что означает слово «картофель» (земляное яблоко).

7. Какие лиственные деревья остаются зелеными до поздней осени (тополя).

8. Что едят зимой еж и медведь (они спят).

Вопросы для капитана 3 команды:

1. Самая сказочная осень (Болдинская).

2. Что остается на поле после жатвы (ничего).

3. Какие птицы раньше всех улетают на юг (ласточки).

4. Тотальное заполнение погребов (заготовка).

5. Цветочная композиция (букет).

6. Мальчик-луковка (Чиполлино).

7. Какие птицы могут спать на лету (стрижи).

8. Какой день считается днем осеннего равноденствия (23 сентября).

Вопросы для капитана 4 команды:

1. Искусство составления цветочных композиций (Икебана).

2. Обезвоженные плоды (сухофрукты).

3. Деревянная «обитель» квашенной капусты (бочка).

4. Зерновая пудра (мука).

5. Куда осенью деваются бабочки (прячутся в укромные места или гибнут от холода).

6. Что изучает наука орнитология (птиц).

7. Какое растение является японской родственницей вишни (сакура).

8. Назовите перелетных птиц, которые, чтобы миновать горные хребты, поднимаются на высоту 8 тысяч метров (горные гуси).

Вопросы для капитана 5 команды:

1. Пчелиный дом (улей).

2. Дождливая, ветреная погода (циклон).

3. Композиция из обезвоженных растений (гербарий).

4. Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» (у природы нет плохой погоды).

5. Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными (смородины).

6. Что означает слово «помидор» (золотое яблоко).

7. Почему опасен зеленый картофель (он ядовит и может убить ребенка).

8. Зимний приют городских ласточек (Африка).

2-й Ведущий: Вот и подошла к концу наша замечательная игра…

Обожаю это время года!

Праздник золота и багреца,

Синяя шумящая свобода,

Ясность неизбежного конца.

1-й Ведущий: А ведь как металась и хлестала!

Шли дожди, трепали их ветра.

Справилась природа и настала

Эта драгоценная пора…

2-й Ведущий: На сцену приглашается……………………………..

ПЕСНЯ …………………………………..

1-й Ведущий: И сейчас настала замечательная пора узнать имя победившей команды.

Жюри оглашает результаты игрыи производит награждение победителей.

Но сегодня в игре принимали участие не только команды, но и зрители. Они готовили газеты, принимали участие в разминке,а еще они приготовили на пробу осенние заготовки, которые оцениваются и эстетически на по своим вкусовым качествам.