Вербное Воскресение. Народные приметы и традиции праздника

Праздник Вербное воскресенье, который мы будем отмечать в этом году 21 апреля 2019 года, известен так же хорошо, как и Пасха, отмечающаяся ровно через неделю.

Конечно, основной символ этого события – верба. А вот как правильно освятить вербу в Вербное воскресенье, где и сколько веточек вербы необходимо взять и куда их ставить в доме – на эти вопросы ответы могут дать не все. Да и вообще зачем нужны вербы на Вербное воскресенье? Обо всем – по порядку.

Начать можно с того, откуда пошел праздник, и почему он называется именно так? Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда входили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.

Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и клали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент. Хотя ровно через неделю Спасителя казнят, но ведь он и воскреснет, что окончательно докажет его божественную природу. Вот почему мы и отмечаем сначала Вербное воскресенье, а ровно через неделю – Пасху.

Разумеется, в наших краях веточек пальмы пока нет, поэтому мы и приобретаем вербы, и украшаем ими дом. А вербы – это ветви ивы, которые первыми в северных широтах дают свежие почки. Набухать они начинают еще в марте. Вот почему, какая бы ни была дата празднования в том или ином году, а вербочки всегда поспевают.

Эта традиция появилась на Руси уже давно – так давно, что и не назвать даже примерного года, когда она началась. Ведь издавна наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки. Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать ветки вербы, приносить домой и ставить в воду, чтобы они возвещали приход весны всей семье.

Как правильно освятить вербу и сколько нужно веточек

Вы наверняка замечали, что по цвету и форме почки вербы неодинаковые:

  1. Есть белесые, с серыми оттенками. Они подобны комочкам, довольно мягкие на ощупь. Это мужские почки, которые еще называют «котики».
  2. А есть и женские – они вытянуты в длину, менее пушистые, а по цвету ближе к серо-зеленому.

Конечно, брать можно и те, и другие, ведь суть праздника не в том, какие именно вербы вы принесете. А вот количество веточек имеет значение. Как и в случае с цветами, лучше всего взять непарное число ветвей. При этом общее количество не так уж и важно – но и жадничать не стоит. Постарайтесь взять ровно столько, сколько нужно: себе, родным, друзьям, соседям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накануне Вербного воскресенья ивовые рощицы подвергаются настоящему нашествию – ведь люди стремятся набрать как можно больше ветвей. Порой они оставляют дерево голым, и конечно, это наносит вред природе. Поэтому стоит относиться к этому ритуалу более спокойно: старайтесь брать небольшое количество веточек вербы и не проявлять излишнюю жадность.

А вот насчет того, как правильно святить вербу, тут ответ однозначный: ветви непременно стоит принести в церковь. Многие люди делают это с утра в воскресенье, непосредственно в день праздника (кстати, тогда же можно и купить вербные веточки). А более правильно будет прийти в храм вечером в субботу, когда начинается Всенощная. По традиции освящение вербы происходит именно в этот день. Но конечно, если вы не успели в субботу – это не повод отказываться от традиции. Тогда вербу освящают в воскресенье и приносят в дом.

Куда поставить вербу в доме

Итак, ветви уже дома, и мы конечно стремимся поставить их в воду на самое видное место. Как правильно украсить букет? И куда его ставят по традиции? Особых украшений не требуется – ведь это не букет цветов, а символ праздника. Поэтому несколько ветвей вербы связывают в простой пучок и ставят в вазу на стол.

Если в доме есть своеобразный красный уголок – тихое место, где вы привыкли отдыхать, оставаться наедине с мыслями или молиться, вербу можно поставить именно туда. Обычно на небольшой полочке верующие ставят икону, кладут церковные свечи. Туда же можно поместить и небольшую вазочку с нечетным количеством ветвей. Кстати говоря, верующие хранят их в течение всего года – ровно до следующей весны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В любом случае важно понимать, что верба – это просто символ праздника, подобно тому, как крашеные яйца и кулич символизируют Пасху. У вас может быть всего лишь одна веточка в доме или так получится, что не окажется ни одной. Но главное – это искренняя вера и благожелательный, праздничный настрой человека. Ведь не вера для символа, а символ для веры.

Приметы, связанные с вербой

Конечно, сначала ветви святят в церкви – ведь для чего нужны веточки? Правильно, это символ праздника, поднимающий настроение и позволяющий как бы прочувствовать, соприкоснуться с древней традицией. А вот несколько интересных поверий, пришедших к нам из глубины веков:

  1. С помощью вербы проводили лечение и общее оздоровление организма. Брали несколько почек, заливали водой. А потом выпивали весь стакан. Можно и просто скушать почки.
  2. Веточкой легонько ударяли близкого человека – считается, что это дает здоровья и сил на целый год.
  3. После праздника брали часть веточек, отваривали, а потом купали в этой воде детей, да и самим взрослым не возбраняется добавить немного вербного отвара в ванну.
  4. А если в доме кто-то болеет, можно поставить освещенные веточки в изголовье кровати – человеку станет лучше.

Да и вообще ветви вербы оберегают сам дом от неприятностей, вторжений ненужных людей и других непредвиденных событий.

Из первых уст: отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Итак, с назначением вербы для Вербного воскресенья позиция церкви ясна. Это добрый символ праздника, который напоминает нам о Спасителе и его подвиге. А иногда верующие люди задаются не только вопросом, зачем нужны вербы на Вербное воскресенье или как освятить их. Зачастую люди интересуются: если веточка вербы пустила корни, можно ли посадить ее у себя на участке?

Вот что думает протоиерей Александр Ильяшенко:

Таким образом, нам конечно, лучше освятить вербочку и правильно выбрать место в доме, куда ее поставить. Но самое главное – это вера человека, его искренний настрой на праздник. Ведь любой материальный предмет – это символ, который позволяет как бы соприкоснуться с доброй традицией. И конечно, символ существует для веры, но никак не наоборот.

Скоро наступит Вербное воскресенье - великий церковный праздник, предшествующий Пасхе. Известно, что в XVIII-XIX веках верующие уже освящали большие букеты (пучки) веточек вербы, которые часто украшали фруктами, цветами, фигурками херувимчиков. Освященную вербу хранили в течение года, постепенно расходуя при проведении различных ритуалов и обрядовых действий.
В народе считалось, что освященная верба обладает целебными свойствами, оберегает от нечистой силы. Поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже стегали, чтобы росли здоровыми и не болели.
Распускающиеся почки вербы использовали как лекарство от болезней. Ветки развешивали в углах комнат, украшали ими иконы в красном углу. Считалось полезным съесть несколько почек вербы перед началом серьезного дела, тогда ему будет обязательно сопутствовать успех. Их ели и перед тем, как отправиться в дальний путь.
По народному поверью, верба не только исцеляла, но и укрепляла физически, придавала смелости и решимости. Поэтому робкие юноши носили обереги с почками вербы, а колышек из её ветки вбивали в стену избы над местом, на котором спали.
В ряде регионов новобрачных стегали ветками вербы или осыпали почками, что должно было способствовать появлению здорового потомства. Ветки вербы клали под перину брачного ложа. При бесплодии женщины съедали по десять почек вербы через пять дней после окончания очередных месячных, и носили амулеты с почками на шее.
Целебные и магические свойства верба сохраняла целый год. Если к Вербному воскресенью оставались неиспользованные прошлогодние веточки вербы, их не выбрасывали, а сжигали, закапывали в землю, бросали в реку или в ручей, но только не в стоячую воду. Пруд или озеро для этих целей не подходят.
Но самое главное, как правильно хранить веточки вербы? Откроем 5 секретов сбережения праздничных веточек в домашних условиях.
1. Первое и главное правило хранения вербы - разместить ее возле иконы. Можно прикрепить к стене, если икона висит в углу, или поставить веточки в вазу рядом с иконой. При этом в вазу воды не наливайте. В противном случае верба зацветет и долго не сохранится.
2. Кстати, о хранении. Хранить вербу нужно целый год до следующего Вербного воскресенья. Выбрасывать старые ветки с бытовым мусором нельзя. Их можно сжечь на чистом огне с молитвой, предварительно завернув в газету. При этом нельзя выбрасывать пепел в пруд или туда, где его будут топтать люди или животные.
Также можно отнести прошлогодние веточки вербы в храм, где их сожгут, а пепел выбросят в непопираемое место. Конечно, хранить вербу в доме можно и несколько лет, но свежие веточки каждый год все-таки лучше.
3. Если верба ваша освящена, то выбрасывать ее после годового хранения дома тем более нельзя. Пустите такие ветки по реке или в ручейковую воду. Главное правило - вода должна быть текущей.
4. Освобождаться от прошлогодних веток по законам церкви следует накануне Святого праздника. Вновь срезанные или купленные ветви несите на освящение в церковь в день Вербного Воскресенья или накануне.
5. Срезать новые веточки для домашнего хранения нужно с молодых деревьев, на которых еще нет огрубевшей коры, дупел или повреждений. Нельзя срезать ветки с деревьев, растущих на кладбище или рядом с ним. Также не следует срезать ветки с деревьев, склонившихся к воде. Считалось, что под ними по ночам могла отдыхать нечистая сила - водяные и русалки.
Теперь вы знаете, что делать с прошлогодней вербой и как хранить новую вербу дома. Пусть веточки вербы принесут в ваш дом здоровье и благополучие!
И. Сайтов.

Лазила на просторах инета и наткнулась на интересную статейку. . .

Магия вербы.

Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.

Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».

Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Народные приметы и поверья.

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.

Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».

А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.

Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.

Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются - теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки - они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистых» и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

В Пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко наряжались почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. В русских поверьях верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град.

Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась».

Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.

В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила.

У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов и тени.

Сербы - боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял святой Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался.

Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба - злое дерево: по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья на клене и в жите).

Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (по другому Вилы) живут на вербах и других деревьях.

По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.

Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом.

Праздник Вербное воскресенье, который мы будем отмечать в этом году 1 апреля 2018 года, известен так же хорошо, как и Пасха, отмечающаяся ровно через неделю. Конечно, основной символ этого события – верба. А вот как правильно освятить вербу в Вербное воскресенье, где и сколько веточек вербы необходимо взять и куда их ставить в доме – на эти вопросы ответы могут дать не все. Да и вообще зачем нужны вербы на Вербное воскресенье? Обо всем – по порядку.

Начать можно с того, откуда пошел праздник, и почему он называется именно так? Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда входили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.

Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и клали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент. Хотя ровно через неделю Спасителя казнят, но ведь он и воскреснет, что окончательно докажет его божественную природу. Вот почему мы и отмечаем сначала Вербное воскресенье, а ровно через неделю – Пасху.

Разумеется, в наших краях веточек пальмы пока нет, поэтому мы и приобретаем вербы, и украшаем ими дом. А вербы – это ветви ивы, которые первыми в северных широтах дают свежие почки. Набухать они начинают еще в марте. Вот почему, какая бы ни была дата празднования в том или ином году, а вербочки всегда поспевают.

Эта традиция появилась на Руси уже давно – так давно, что и не назвать даже примерного года, когда она началась. Ведь издавна наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки. Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать ветки вербы, приносить домой и ставить в воду, чтобы они возвещали приход весны всей семье.

Как правильно освятить вербу и сколько нужно веточек

Вы наверняка замечали, что по цвету и форме почки вербы неодинаковые:

  1. Есть белесые, с серыми оттенками. Они подобны комочкам, довольно мягкие на ощупь. Это мужские почки, которые еще называют «котики».
  2. А есть и женские – они вытянуты в длину, менее пушистые, а по цвету ближе к серо-зеленому.

Конечно, брать можно и те, и другие, ведь суть праздника не в том, какие именно вербы вы принесете. А вот количество веточек имеет значение. Как и в случае с цветами, лучше всего взять непарное число ветвей. При этом общее количество не так уж и важно – но и жадничать не стоит. Постарайтесь взять ровно столько, сколько нужно: себе, родным, друзьям, соседям.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накануне Вербного воскресенья ивовые рощицы подвергаются настоящему нашествию – ведь люди стремятся набрать как можно больше ветвей. Порой они оставляют дерево голым, и конечно, это наносит вред природе. Поэтому стоит относиться к этому ритуалу более спокойно: старайтесь брать небольшое количество веточек вербы и не проявлять излишнюю жадность.

А вот насчет того, как правильно святить вербу, тут ответ однозначный: ветви непременно стоит принести в церковь. Многие люди делают это с утра в воскресенье, непосредственно в день праздника (кстати, тогда же можно и купить вербные веточки). А более правильно будет прийти в храм вечером в субботу, когда начинается Всенощная. По традиции освящение вербы происходит именно в этот день. Но конечно, если вы не успели в субботу – это не повод отказываться от традиции. Тогда вербу освящают в воскресенье и приносят в дом.

Куда поставить вербу в доме

Итак, ветви уже дома, и мы конечно стремимся поставить их в воду на самое видное место. Как правильно украсить букет? И куда его ставят по традиции? Особых украшений не требуется – ведь это не букет цветов, а символ праздника. Поэтому несколько ветвей вербы связывают в простой пучок и ставят в вазу на стол.

Если в доме есть своеобразный красный уголок – тихое место, где вы привыкли отдыхать, оставаться наедине с мыслями или молиться, вербу можно поставить именно туда. Обычно на небольшой полочке верующие ставят икону, кладут церковные свечи. Туда же можно поместить и небольшую вазочку с нечетным количеством ветвей. Кстати говоря, верующие хранят их в течение всего года – ровно до следующей весны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В любом случае важно понимать, что верба – это просто символ праздника, подобно тому, как крашеные яйца и кулич символизируют Пасху. У вас может быть всего лишь одна веточка в доме или так получится, что не окажется ни одной. Но главное – это искренняя вера и благожелательный, праздничный настрой человека. Ведь не вера для символа, а символ для веры.


Приметы, связанные с вербой

Конечно, сначала ветви святят в церкви – ведь для чего нужны веточки? Правильно, это символ праздника, поднимающий настроение и позволяющий как бы прочувствовать, соприкоснуться с древней традицией. А вот несколько интересных поверий, пришедших к нам из глубины веков:

  1. С помощью вербы проводили лечение и общее оздоровление организма. Брали несколько почек, заливали водой. А потом выпивали весь стакан. Можно и просто скушать почки.
  2. Веточкой легонько ударяли близкого человека – считается, что это дает здоровья и сил на целый год.
  3. После праздника брали часть веточек, отваривали, а потом купали в этой воде детей, да и самим взрослым не возбраняется добавить немного вербного отвара в ванну.
  4. А если в доме кто-то болеет, можно поставить освещенные веточки в изголовье кровати – человеку станет лучше.

Да и вообще ветви вербы оберегают сам дом от неприятностей, вторжений ненужных людей и других непредвиденных событий.

Из первых уст: отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Итак, с назначением вербы для Вербного воскресенья позиция церкви ясна. Это добрый символ праздника, который напоминает нам о Спасителе и его подвиге. А иногда верующие люди задаются не только вопросом, зачем нужны вербы на Вербное воскресенье или как освятить их. Зачастую люди интересуются: если веточка вербы пустила корни, можно ли посадить ее у себя на участке?

Вот что думает протоиерей Александр Ильяшенко:


Таким образом, нам конечно, лучше освятить вербочку и правильно выбрать место в доме, куда ее поставить. Но самое главное – это вера человека, его искренний настрой на праздник. Ведь любой материальный предмет – это символ, который позволяет как бы соприкоснуться с доброй традицией. И конечно, символ существует для веры, но никак не наоборот.

У древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Называли вербу «перуновой лозой», в честь бога Перуна, своего главного божества. Так как именно верба оживает первой, после зимы и ее ветки покрываются мягкими и пушистыми сережками, она являлась обязательной участницей всех весенних обрядов. В отваре из веточек вербы купали детей, чтоб они были здоровы. Считалось, что верба способна сохранить домашний скот, защитить от молнии, уберечь урожай от грызунов и непогоды.

Впоследствии языческое почитание вербы переросло в весенний христианский праздник - Вербное воскресенье. По библейской легенде, иудейский народ встречал Христа, въезжающего в Иерусалим ваями, то есть ветками иерусалимской ивы или финиковой пальмы. В честь этого верба стало обрядовым деревом воскресенья шестой недели Великого Поста, названного Вербным воскресеньем.

  • В старину верили в волшебную силу вербы. Чтобы сохранить посевы, ее сажали в поле. Считалось, что если бросить ветку вербы против ветра, то можно усмирить бурю. Чтобы остановить град, надо было выбросить ветку вербы во двор. Чтобы остановить пожар, надо кинуть ветку вербы в огонь. Чтобы усмирить грозу, ветки вербы жгли в печи «что­бы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».
  • Пучок весенней вербы в доме – это очень древний оберег. Он способен продлить жизнь всему живому в доме.
  • Наши предки верили, что верба может указать на ведьм и колдунов. Так, если в Великую субботу, бросить веточку вербы в печку и после этого к вам постучится женщина, с просьбой дать огонька взаймы, то она и есть ведьма.
  • Бесплодным женщинам советовали есть почки вербы, предварительно осветив ее в церкви. А чтобы предохраниться от лихорадки, надо было съесть девять вербных сережек.
  • В то же время, старая и дуплистая верба считалась проклятым деревом. Старая верба, в отличии от молодой, как насос выкачивает силы из всего живого, что находится рядом. Поэтому нельзя сажать ее рядом с домом. По белорусским преданиям, нельзя было пить воду, набранную под вербой, в период от Вербного воскресенья до Пасхи. Считалось, что после освящения вербы в церкви, черти, которые отогревались на ней весной, падали в воду под вербу.
  • В народе существует и такая примета: кто посадит вербу у дома своими руками, тот себе заступ готовит. Подразумевается, что когда из посаженной вербы можно будет сделать лопату, то человек, посадивший ее, умрет. Правда, данная примета довольно щадящая, так как верба растет довольно долго и человек, посадивший ее, скорее всего умрет от старости.
  • Молодая верба – дерево донор. Она способна поглощать отрицательную энергию, снимает боль. При психической неуравновешенности, истерии, неврозах, депрессии необходимо прижаться к дереву позвоночником, либо обхватить его руками на 10-15 минут, не более. Снять боль можно и небольшими кусочками ствола вербы. В старину так лечили ревматизм, зубную и головные боли.

С давних времен и до наших дней существует традиция: придя домой из церкви, где были освящены ветви вербы, отхлестать ими домашнюю скотину и малых детей, говоря при этом: «Верба, хлест, бей до слез!». Считалось, что это охранит от болезней и добавит здоровье.

Можно ли сажать вербу на участке

Сажать вербы нельзя — плохая примета: «Кто вербу сажает — на себя заступ готовит» . То есть умрёт, когда из вербы можно будет черенок для лопаты сделать.