Амнезия как один из видов нарушения памяти. Нарушение памяти

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

Память — сложный процесс накопления, сохранения и воспроизведения информации. С работой памяти связаны все сложные психические процессы, включая восприятие, мышление и воображения. Любые проблемы во время запоминания, сохранения или воспроизведения непременно несут с собой расстройства других процессов.

Механизмы памяти изучены недостаточно. Нарушения памяти могут затрагивать какой-то определенный вид памяти (долговременную или кратковременную) или касаться определенного временного отрезка. Чаще всего расстройства памяти возникают по причине органического поражения мозга. В этом случае они являются довольно стойкими. Другим фактором, оказывающим влияние на процесс памяти, являются стрессовые факторы. Однако нельзя точно назвать условия, при которых происходит воздействие на память.

Процесс сохранения информации диагностировать практически невозможно. Поэтому выделяют нарушения фиксации и расстройство воспоминания.

Нарушения фиксации информации

Процесс нарушения фиксации называют дисмнезией. К дисмнезиям относятся различные варианты амнезий, а также гипермнезия и гипомнезия.

Гипермнезия - непроизвольная и беспорядочная актуализация прошлой информации. У пациентов появляется наплыв воспоминаний о малосущественных случайных событиях. Гипермнезия не способствует улучшению продуктивности мышления, а отвлекает человека от усвоения новой информации.

Гипомнезия -ослабление памяти, при котором страдают все ее компоненты. Пациент с трудностями запоминает новые даты и имена, быстро забывает происходившие события, не может без напоминания воспроизвести информацию, хранящуюся в памяти глубоко. Больному приходится фиксировать в виде записей важную информацию, которая раньше легко запоминалась.

Термин «амнезия » объединяет несколько расстройств, которые характеризуются выпадением отдельных участков памяти. Чаще всего, это потеря отдельных промежутков времени.

Виды амнезий:

  • Ретроградная амнезия -утрата информации о событиях, которые произошли до появления заболевания, чаще всего, это воспоминания, приведшие к непосредственной потере памяти.
  • Истерическая амнезия полностью обратима. Её название говорит само за себя. При истерических припадках часто возникает потеря памяти. При этом утраченные при истерии воспоминания восстанавливаются с помощью лекарств или гипноза.
  • Конградная амнезия — амнезия выключенного сознания. Это состояние объясняется не процессом воспоминания, а невозможностью воспринимать информации при отсутствии сознания.
  • Антероградная амнезия - потеря воспоминаний, связанных с острым течением заболевания. При этом во время болезни больной производит впечатление контактного человека, но в дальнейшем обнаруживается, что он не в состоянии вспомнить даже основные события.
  • Фиксационная амнезия - потеря способности длительно хранить воспоминания. Человек не может запомнить ничего из только что увиденного или услышанного, но при этом он помнит информацию, произошедшую до начала заболевания.
  • Прогрессирующая амнезия -выпадение из памяти глубоких слоев информации по причине органического заболевания.

Расстройство памяти может носить несколько другой характер: оно задействует процесс воспоминания — воспроизведения прошлой информации.

Виды расстройств воспоминаний:


Нарушения памяти легче вылечить при первых их проявлениях. Поэтому нужно при малейших подозрениях на проблемы фиксации или воспроизведения событий немедленно обратиться за помощью к специалистам.

Хотите забыть неприятное воспоминание? Желаете забыть человека? Есть потребность стереть из памяти информацию или события? Хотите расстаться с мучительными психотравмирующими воспоминаниями, мыслями, чувствами из прошлого?

Память является одним из важнейших психических процессов. Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении или забывании прошлого опыта. Согласно И. М. Сеченову, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенные следы, которые затем сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Память дает возможность связать в единый процесс информацию и опыт прошлого, настоящего и будущего.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Научные исследования в развитии памяти и других способностей гипнозом были успешно реализованы В.Л. Райковым. Статья

Однако полезным бывает не только умение хорошо запоминать, но и умение забывать. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» — писал академик А.Р. Лурия. Совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета — река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение — кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

Некоторым людям многое из того, что они пережили, хотелось бы забыть навсегда (терракты, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий, случаи острого горя (синдром утраты)). Негативные воспоминания отягощают жизнь во всех её проявлениях. Психотравмирующие воспоминания создают различные зажимы в теле и болезни, заставляют людей постоянно мысленно возвращаться в прошлое в конкретные эпизоды жизни, когда было плохо и неприятно, испытывать при этом злость, обиду, разочарование, страх и другие виды негативных эмоций.

Факторы, влияющие на психику и приводящие к ее расстройству, могут иметь как острый, так и слабый, «вялотекущий» характер. Среди психотравмирующих факторов, в частности, выделяют:

  • шок, вызванный внезапными, быстро проходящими событиями (нападение животного, удар грома, сильный испуг и пр.);
  • кратковременные ситуации, очень значимые психологически (сдача экзаменов, вступление в брак и пр.);
  • постоянно влияющие на психику неблагоприятные обстоятельства (деспотическое воспитание, семейные конфликты, не складывающиеся отношения в школе, на работе, не проходящее недовольство собой и пр.);
  • хроническое состояние эмоциональной депривации — недополучение необходимых ласки, заботы, любви, понимания;
  • переживание трагических или опасных для жизни событий (смерть близких, нападение преступников, стихийные бедствия, изнасилования, катастрофы и др.).

Возможно многие видели в фантастических книгах и фильмах ("Вечное сияние чистого разума", "Люди в черном" и др.) «стирания памяти» определенных событий. Проблема искусственного забывания связана с необходимостью помочь людям, страдающим от негативных психотравмирующих воспоминаний. Наилучшим способом стирания негативных воспоминаний, чувств и эмоций является гипноз. Принципы психокоррекции психотравмирующих и негативных воспоминаний гипнозом основаны на определенных принципах. У каждого из нас есть врожденный физиологический механизм переработки информации, который удерживает наше душевное здоровье на оптимальном уровне. Наша естественная внутренняя система переработки информации организована таким образом, что это позволяет ей восстанавливать душевное здоровье так же, как тело естественно выздоравливает после травмы. Так, например, если вы порежете себе руку, то силы организма будут направлена на то, чтобы рана зажила. Если что-то препятствует такому исцелению — какой-либо внешний объект или повторная травма, — рана начинает гноиться и вызывает боль. Если устранить препятствие, исцеление будет завершено. Равновесие нашей естественной системы переработки информации на нейрофизиологическом уровне может нарушиться во время травмы или стресса, возникающих в процессе нашей жизни. Таким образом блокируется естественная тенденция информационно-перерабатывающей системы мозга обеспечивать состояние душевного здоровья. В результате возникают различные психологические проблемы, поскольку психологические проблемы являются результатом накопленной в нервной системе негативной травматической информации. Ключом к психологическим изменениям является способность производить необходимую переработку информации и наилучшим методом является гипноз.
Гипнотизер активизирует внутренний механизм переработки травматических воспоминаний в нервной системе, включает эмоциональную память, все ощущения негативных событий в памяти. По мере трансформирования травматической информации происходит сопутствующее изменение в мышлении, поведении, эмоциях, ощущениях, визуальных образах человека. С помощью гипноза травматическая информация становится доступной, перерабатывается и адаптивным образом разрешается. Негативные эмоции и чувства перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее интегрировать эти эмоции и использовать их в дальнейшем в конструктивном для человека ключе.

В техниках классического гипноза с научным и творческим подходом проводиться успешная гипнотерапия психотравмирующих воспоминаний, стирание и переработка негативного жизненного опыта из памяти. Происходит изменение отношения к жизненному опыту, человек становиться свободным и ощущает себя сильнее.

Смотреть видео стирания неприятных воспоминаний, событий прошлого (из памяти) гипнозом:

Записаться на сеанс гипноза к по стиранию (устранению) негативной или психотравмирующей информации из памяти (конфиденциально) в СПб на странице

Если Вы не из Санкт-Петербурга, записывайтесь на .

Желаете самостоятельно помочь себе, обучиться самовнушению, самогипнозу, саморегуляции?

Мои исследования использования гипноза при работе с памятью начались в 1999 г. Вот основные вопросы, которые интересовали меня в ходе экспериментов:

1.) Насколько можно с помощью гипноза восстановить в памяти события прошлого?

2.) Насколько достоверны эти воспоминания?

3.) Можно ли стереть участки памяти в гипнозе?

4.) Можно ли привнести воспоминания тех событий, которых не было?

В группу испытуемых были включены субъекты, способные испытывать сомнамбулическую стадию гипноза и давать ответы сигналами или с помощью голоса для установления раппорта с гипнотерапевтом. Мне потребовалось несколько предварительных сеансов гипноза для того, чтобы обучить их гипнотическим феноменам. В ходе исследований учитывался тот факт, что никто из исследователей-гипнотерапевтов не был однозначно уверен в возможности работы с памятью и в гипнотической реинкарнации.

Я не предупреждал гипнотиков о цели эксперимента, либо сообщал о другой значимой для них цели, не связанной с основным заданием.На первых этапах использовался перевод естественного сна в гипнотический как самый достоверный технический прием в гипнозе. Никто из испытуемых не помнил о сеансе, поэтому амнезия стала основным критерием в нашем исследовании при дальнейших экспериментах.

Смею заметить, что с самого начала испытуемым давалось внушение того, что лгать нельзя. В результате никто из субъектов эксперимента не смог внятно говорить при возрастной регрессии до возраста 1 года или 6-ти месяцев, т.е. до того возраста, когда они заговорили в реальности и теми словами, которыми они говорили в этих возрастах. Гипнотиков приходилось фракционно выводить из гипноза, чтобы получить голосовые ответы с учётом внушения о том, что они в чёткости запомнят события, которые видели и с лёгкостью смогут их описать. Прохождение за рубеж рождения, также как и сам момент рождения они не могли воспроизвести.

Поэтому с уверенностью можем сказать, что при глубоких состояниях гипноза никто из испытуемых не смог прожить момент рождения или регрессии в прошлые жизни. Полагаю, что для воспроизводства таких моментов необходимы поверхностные (легкие) трансы, чаще направленные на сенсорное восприятие информации. И в реальности это будет не связано с прошлыми жизнями, а лишь с восприятием информации экстрасенсорного плана, как при исследованиях в области плацебо и ноцебо.Постгипнотический феномен внушённых событий при учёте амнезии после сеанса гипноза был эффективен у 100% гипнотиков. Впоследствии гипнотикам представлялись фото или видео тех событий, которых уже не было в их памяти, они это отрицали и говорили, что на фотографии изображены не они. Доводы родных также были для них неубедительны.

Для получения устойчивого терапевтического эффекта мы всё больше отходим от нереалистичного гипноза (регрессии), используя понятие гипноза-реальности, в отличие от многих наших коллег. Уход от прогрессии и связанных с этим фантазий дал нам возможность более эффективного подхода. Использование цветовой гаммы вместо ложных иллюзий сделало терапевтический эффект достижимым за меньшее количество сессий и решающим множество терапевтических задач, которые ранее не были решены многими терапевтами в гипнозе.

Наш опыт в работе с рецидивами заболеваний показал, что временный эффект при внушённых необъективных картинах восприятия ухудшает дальнейшую терапию, поэтому мы прекратили использовать большинство методов, связанных с воспоминаниями.Ложь, даже в терапевтических целях, является одной из ошибок в гипнозе, в какой бы форме она не осуществлялась и какими бы аргументами она не была мотивирована. Гипноз-реальность дал нашим пациентам возможность абсолютного исцеления без рецидивов во многих патологиях, в особенности психического и психосоматического спектра.

Следует ли использовать гипноз для восстановления памяти?

Знание о том, что гипноз может перманентно менять воспоминания, было известно светилам XIX века (напр., Фрейд, Бернгейм, Жане, Форель) в области гипноза и психологии (Laurence & Perry, 1983а, 1988). Действительно, многие примеры гипнотически вызванных ложных воспоминаний - псевдовоспоминаний - можно встретить в источниках более чем столетней давности. Но за прошлые 20 лет, или около того, разногласия вокруг вопроса, могут ли техники восстановления памяти искажать воспоминания, разделили исследователей гипноза на два лагеря, так же как и психотерапевтов. Большую часть шумихи можно приписать спорам о точности воспоминаний, восстановленных в ходе исследования жестокого обращения с детьми, о возможности создания множественных или диссоциированных личностей с помощью гипноза и других способов внушения, что широко освещалось в популярных СМИ представителями обеих спорящих сторон (см. Lynn & McConkey, 1998).

Профессиональные общества

Наша пессимистическая оценка гипноза по части восстановления воспоминаний была отражена профессиональными обществами, включая подразделения и целевые группы Американской психологической ассоциации (АРА, 1995) и Канадской психиатрической ассоциации (СРА, 1996). Американская медицинская ассоциация (АМА, 1994) заявила, что гипноз должен использоваться в судебном контексте только в целях получения сведений. Однако гипноз следует использовать в судебном контексте только в том случае, если возможно подтвердить любые воспоминания, полученные с помощью гипноза, и только при соблюдении строгих процедур,чтобы гарантировать, что применялись надлежащие следственные процедуры, не вызывающие наведения.

Иногда утверждают, что подлинность памяти не так уж и важна, и какое дело, правдив ли ее рассказ. Согласно этому представлению, если восстановление памяти терапевтично, не имеет значения, верно ли оно. Утверждение о том, что восстановление памяти терапевтично - непроверенное и сомнительное предположение.

А вот утверждение, что ложная память может иметь негативные последствия, неоспоримо. В частности, это может привести к разрушению семейных связей. Вот почему использование гипноза для усиления или восстановления памяти редко оправдано. Если исключительные обстоятельства приводят к решению, что гипнотическое исследование предполагаемых забытых воспоминаний оправдано, оно должно быть предпринято только с соблюдением следующих предосторожностей:

В рамках обоснованного согласия расскажите пациентам о риске искажения памяти и нежелательности действий вне терапевтического контекста (например, в суде) на основании того, что они вспомнят. Пациенту нужно сказать, что часто, не гарантируя правдивости воспоминаний, гипноз может вызвать чрезмерную уверенность в ошибочном принятии фантазии за реальное воспоминание. И кроме независимого подтверждения - нет никаких способов оценить правдивость видимого воспоминания. Затем нужно сообщить пациенту, что, подвергаясь гипнозу для того, чтобы получить или подкрепить память, на основании этого он может быть лишен права свидетельствовать в суде в некоторых американских штатах.

Предупредите пациента, что вспоминание травматических событий из детства не поможет ему автоматически - или даже легко - разрешить его трудности.

Тщательно избегайте наводящих и суггестивных вопросов.

Если пациент восстанавливает память во время гипноза или вне гипнотического контекста - оцените степень доверия воспоминанию. Примите во внимание внушаемость пациента и характер процедур, использованных для раскрытия памяти (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).

В качестве альтернативы гипнотерапевт мог бы рекомендовать пациенту ориентировочно принять взгляд, что предполагаемый случай действительно некоторым особым образом происходил на самом деле, хорошо понимая при этом, что эта гипотеза бездоказательна. Если бы это была правда, как это меняет текущую жизнь пациента? Что он может с этим сделать? Как это препятствует или способствует решению и купированию его текущих проблем? Эти вопросы могут сопровождаться временным принятием гипотезы, что событие не происходило или что оно произошло как-то иначе. Каковы последствия этой гипотезы для текущих дилемм пациента?

Подобный процесс может устранить потребность устанавливать, что же произошло на самом деле. Все же, если внешняя сторона воспоминаний крайне невероятна, гипнотерапевт не должен смущаться того, чтобы попытаться подтвердить их посредством свидетелей или других средств, хотя мы признаем, что во многих случаях это может оказаться невозможным или клинически неблагоразумным. Крайнее мнение по этому вопросу состоит в том, что использование гипноза для восстановления памяти - это азартная игра. Нам трудно представить себе ситуацию, в которой такая игра стоила бы риска.

Гипноз. Как использовать и противостоять Филин Александр

4.4. Следует ли использовать гипноз для восстановления памяти?

За прошлые 20 лет, или около того, разногласия вокруг вопроса, могут ли техники восстановления памяти искажать воспоминания, разделили исследователей гипноза на два лагеря так же, как и психотерапевтов. Большую часть шумихи можно приписать спорам о точности воспоминаний.

Мало того, что память часто ошибается, некоторые люди чрезмерно доверяют своим воспоминаниям вплоть до убеждения, что некоторые события, которые не имели места в реальности, произошли на самом деле.

Гипноз увеличивает явный объем воспоминаний, приводя к большему количеству и неправильной, и правильной информации.

Ложные воспоминания связаны с гипнотической восприимчивостью. У высокогипнабельных людей существует большая тенденция к ложным воспоминаниям, чем у низкогипнабельных, но даже относительно не поддающиеся внушению участники, включая очевидцев записанных на видео событий, рассказывают о том, чего не было.

Загипнотизированные люди, по крайней мере, столь же вероятно, как и незагипнотизированные, могут запутаться в своих воспоминаниях за счет наводящих вопросов. Так что в деле восстановления памяти гипноз, к сожалению, пока не может дать удовлетворительных результатов.

Из книги Разумное распределение активов. Как построить портфель с максимальной доходностью и минимальным риском автора Бернстайн Уильям

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

НЛП и гипноз Поскольку основная работа НЛП выполняется подсознанием в состоянии транса или гипноза, многие спрашивают о том, чем НЛП отличается от гипнотерапии.Гипнотерапия – это форма психотерапии (когда человек анализирует собственную жизнь, связывая настоящее с

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Из книги Тайны человеческого мозга автора Епифановская Наталья

Из книги Гипноз. Как использовать и противостоять автора Филин Александр

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

2.1. Что такое гипноз? Гипнозом называется ограниченное по времени влияние на психику человека, в результате которого происходят изменения в областях самоконтроля и самосознания.Слово «гипноз» в переводе с греческого означает «внушенный сон».Гипноз – это искусственно

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

3.1. Явный гипноз Явный, прямой гипноз – это признанный эффективный метод лечения. Он проводится с согласия пациента, в условиях тщательной подготовки.В транс при явном гипнозе вводят различными способами. Общее то, что в таком состоянии человек воспринимает только четкие

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

5.1. Гипноз – целитель Возможность применения гипноза для активного воздействия на больного внушением позволяет лечить невротические состояния, разные формы неврозов и другие недуги, особенно возникшие вследствие переутомления, психической травмы, осложнения страхом

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Гипноз и внушение Малоизученной возможностью освоить фазу является гипнотическое воздействие на человека. Речь идет о том, чтобы гипнолог внушением или установками ввел в фазу среднестатистического человека. То, что это актуально для личностей, которые легко поддаются

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Упражнения для снятия усталости и восстановления умственной работоспособности 1. Лягте на спину, ноги согните в коленях, плотно прижмите их к груди и обхватите обеими руками.Спину скруглите и слегка покачайтесь назад и вперед, затем сбоку на бок.После руки положите вдоль