Тест по браку и семье. Тесты о семейных отношениях

Для жены

1. Вы готовите еду:

а) учитывая вкус своего мужа - 6 очков;

б) по своему вкусу - 2;

в) согласно определенному недельному меню - 4.

2. Случается ли вам когда-нибудь думать, что:

а) вот еще один день прошел бестолково, без приятных сюрпризов - 2 очка;

б) если бы вы не были замужем, то ваша жизнь была бы лучше - 1;

в) ваша жизнь не из легких, но все же приятно быть вместе с ним - 5.

3. Вы собирались вечером куда-то сходить вдвоем, но в последний момент муж сказал, что устал и никуда не пойдет:

а) говорите, что и вы устали и предпочитаете остаться дома - 5 очков;

б) готовите праздничный ужин у себя дома - 6;

в) сердитесь и думаете, как ему отомстить - 2.

4. Вы засомневались, не нарушил ли ваш муж супружескую верность (или кто-то вам на это намекнул), и:

а) в первую очередь думаете: «Не виновата ли и я сама?» - 6 очков;

б) готовитесь отомстить - 1;

в) считаете, что не стоит обращать внимания - 3.

5. Когда вы были маленькой девочкой, больше всего вас радовала игра с:

а) с куклами - 2 очка;

б) с детьми - 5;

в) когда с куклами, когда с детьми - 4.

6. Когда вы были ребенком, то одевались в:

а) обычные платьица для девочек - 5 очков;

б) предпочитали спортивный тип одежды - 4;

в) брюки и шорты - 1.

7. В детстве вы предпочитали:

а) игры для девочек, допустим, с куклами - 5 очков;

б) вы «играли» во взрослых: учительницу, врача, манекенщицу - 4;

в) мальчишеские игры, допустим, футбол - 1.

8. Как вы вели себя во время игр:

а) всегда были лидером - 2 очка;

б) уступали инициативу другим - 6;

в) становились лидером, но не сразу, а в ходе игры - 4.

9. Вы договорились с друзьями куда-то вместе пойти, но у вашего мужа нет настроения:

а) вы идете одна - 4 очка;

б) отменяете встречу - 6;

в) делаете то, что вам скажет муж, - 3.

10. Если ваш супруг не может поехать вместе с семьей в отпуск или просто на выходные, вы:

а) едете сами или с детьми - 4;

б) остаетесь с ним дома - 5;

в) остаетесь дома, но постоянно его укоряете - 2.

11. Муж вернулся с работы не в настроении:

а) вы пытаетесь разобраться в причине - б очков;

б) сердитесь, что он и дома думает только о своей работе, - 2;

в) догадываетесь, в чем дело, но не пристаете с вопросами - 5.

12. Если ваши мнения расходятся:

а) вы остаетесь при своем мнении - 5 очков;

б) отстаиваете свою позицию, даже если она грозит вылиться в скандал, - 1;

в) отступаете, но после этого вините себя в мягкотелости - 2.

Результат

До 25 очков. Нельзя сказать, что вы особенно счастливы в браке. Вы непоследовательны в своих взглядах. Делаете то, что вам вздумается, не считаясь с мнением мужа. В ваших отношениях вряд ли что-то изменится, если только ваши конфликты не прекратятся.

От 26 до 50 очков. Вы миролюбивы, готовы уступить ради своего спокойствия в споре, но не отказываетесь от собственного мнения. Вы умеете не только приспосабливаться, но и дипломатично «атаковать», когда считаете, что это необходимо, или когда чувствуете, что ваш брак под угрозой.

Более 50 очков. Вы женственны, тактичны, но и очень решительны. Иногда, может быть, недовольны своим браком, но делаете все, чтобы его упрочить.

Для мужа

Если из предложенных ответов вы выберете «а», запишите себе 4 очка, если «б» - 2, за ответ «в» - 9.

1. Как вы распределяете свои домашние дела:

а) в зависимости от служебных;

б) согласно склонностям, тому, что каждый из вас предпочитает;

в) они целиком лежат на вашей супруге.

2. Делитесь ли вы с женой служебными и личными проблемами:

б) иногда;

3. Есть ли что-то в вашем поведении, что постоянно тяготит вашу жену:

выпивки, грубое отношение, женщины...

б) да, но не постоянно;

4. Помогаете ли вы ей в решающие моменты:

а) действиями и советами;

б) только советами;

в) не помогаете.

5. Интересуетесь ли вы ее здоровьем, целями, стремлениями, увлечениями:

а) разумеется;

б) на это у вас не хватает времени;

в) предпочитаете посмотреть телевизор или поиграть в любимую игру.

6. Радуетесь ли ее успехам, изменениям в интерьере квартиры, кулинарным сюрпризам, ее изысканным туалетам, занятиям спортом:

а) да, всегда ее поощряете;

б) немного;

7. Критически (по-дружески, конечно) ли вы относитесь к своей жене:

б) вы не критичны;

в) можно сказать, что вы суровы.

8. Прислушиваетесь ли вы к ее мнению:

а) да, вы принимаете его во внимание, учитываете;

б) иногда, когда она настаивает;

9. Взыскательны ли вы к самому себе:

б) немного;


10. Принимаете ли вы активное участие в уходе за детьми и их воспитании:

а) разумеется;

б) когда есть время;

11. Стимулируете ли вы участие детей в помощи в домашнем хозяйстве:

а) да, вы и сами помогаете жене в хозяйстве;

б) вы разговариваете с детьми, внушаете им, что это важно;

12. Приучаете ли вы детей к тому, чтобы они были внимательны к матери:

а) да, вы и сами к ней внимательны;

б) вы говорите им, что это важно;

а) разумеется;

б) не очень;

14. Когда вы спорите, то:

а) выслушиваете друг друга внимательно;

б) стремитесь выслушать друг друга, но это не всегда удается;

в) в большинстве случаев спор перерастает в ссору.

15. Самокритичны ли вы во время спора:

а) обычно да;

б) стараетесь;

16. Вы делаете что-нибудь, чтобы исправить свои ошибки:

а) да, сразу же;

б) да, но спустя какое-то время;

17. Приходится ли вам напоминать, что зарплату нужно оставлять дома:

а) нет, не нужно;

б) случается;

в) у вас нет общих денег, каждый сам тратит свои.

18. Если исходить из того, что под понятием «глава семьи» подразумевается тот, кто вносит больший финансовый вклад и распределяет семейный бюджет, то не возникает ли у вас споров по поводу того, кто должен носить этот «титул»:

а) нет, у вас в семье есть признанный лидер;

б) каждый из вас уважает мнение другого в решении денежных вопросов;

в) случается, что вы оспариваете какие-то решения.

19. Бывают ли случаи, когда вы считаете необходимым посоветоваться с женой, даже если уверены в правильности принимаемого решения:

б) очень редко;

20. Считаете ли вы, что удовлетворяете жену как сексуальный партнер:

б) едва ли;

в) у вас половая несовместимость.

21. Есть ли у вас внебрачные связи (простите за нескромный вопрос, но вы понимаете, что он важен):

в) постоянно.

22. Потворствуете ли вы ее хобби или любимым занятиям:

б) когда как;

23. Не слишком ли вы увлекаетесь развлечениями в своих мужских компаниях - футбол, рыбалка, туризм, карты:

а) не слишком;

б) жена считает, что слишком;

в) когда как.

24. Разрешаете ли вы ей брать машину, когда она нужна вам самому:

б) если вы можете без нее обойтись;

в) она садится за руль только с вами.

25. Как вы ведете себя, когда за рулем жена:

а)спокойно;

б) даете ей советы, но только в критических ситуациях;

в) часто ее поучаете.

26. Торопитесь ли вы скорее домой после продолжительного отсутствия:

а) разумеется;

б) не очень;

27. Дарите ли вы жене цветы и подарки по праздникам:

а) даже и без повода;

б) иногда;

28. Как вы проводите отпуск:

а) предпочитаю отдыхать с семьей;

б) в зависимости от обстоятельств;

в) ваши вкусы в том, как проводить отпуск, расходятся.

29. На каких качествах своей жены вы акцентируете внимание:

а) положительных;

б) отрицательных;

в) стараюсь не делать этого.

30. С удовольствием ли вы делаете то, что ее порадует:

б) не всегда;

* 31. Как вы думаете, что вас связывает с женой:

а) любовь, дружба и общие цели;

б) привычка, дети;

в) квартира, общее имущество.

32. Если бы вам снова предстояло выбрать жену:

а) выбрал бы ее же;

б) едва ли;

в) сделал бы иной выбор.

Результат

От 86 до 128 очков. Ваш брак - равноправный союз двух любящих сердец. Вас связывают и дружба, и общие цели. Вы много даете своей спутнице и обычно получаете то, чего ждете.

От 44 до 85 очков. Ваши семейные отношения гармоничны. Вы вносите свою лепту в домашнее хозяйство и уход за детьми. Но вы недостаточно интересуетесь личностью своей жены. Допускаете некоторые ошибки в общении с ней. Подумайте об этом!

От 0 до 43 очков. Уточните, что, в сущности, связывает вашу семью: привычка, дети или общее имущество? Не пора ли вам стать более взыскательным к себе? Может быть, вам стоит больше интересоваться вашей женой? И если до сих пор домашняя обстановка у вас была привычной, обыденной, приложите усилия, и тогда вы, быть может, достигнете той душевности в семье, которой наверняка вам не хватает.

1. Конкретная семья как группа и объект исследования
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

2. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:
а) потребность в безопасности и защите;
б) потребность в уважении;
в) физические потребности;
г) потребность в принадлежности и любви;
д) потребность в самоактуализации.

3. Семья – это …
а) малый коллектив;
б) малая группа;
в) малое общество;
г) малая культура.

4. Ведущими мотивациями супружеского союза являются все, кроме одной:
а) нравственно-психологическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) семейно-родительская;
г) интимно-личностная;
д) эмоционально-досуговая.

5. С течением времени функции семьи
а) изменяются;
б) остаются ригидными;
в) стабилизируются;
г) упрощаются.

6. В современной семье на первом месте стоит функция:
а) биологическая;
б) хозяйственная;
в) экономическая;
г) социально-психологическая.

7. К типу семьи по количеству брачных партеров относятся все, кроме одной (выделите один неверный ответ):
а) моногамия;
б) серийная моногамия;
в) полигамия;
г) эндогамия.

8. Экзогамия
а) структура власти в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

9. Полигиния – это:
а) многомужество;
б) многоженство;
в) неравный брак;
г) единобрачие.

10. Продолжите фразу: «Полиандрия – это…
а) многомужество
б) многоженство
в) партнерство

12. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:
а) патрилокальность;
б) покорность;
в) патрилинейность;
г) партнерство.

13. Эгалитарная семья предполагает:
а) полное равноправие мужа и жены;
б) совместное лидерство мужа и жены;
в) бесспорное лидерство мужчины;
г) персональное главенство женщины.

14. Модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях, культуре
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

15. Деловой лидер – муж, эмоциональный лидер — жена
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

16. К кризису традиционных семейных устоев относятся:
а) отказ от преданности брака на всю жизнь;
б) интенсификацию разводов;
в) увеличение числа неполных семей;
г) широкое распространение абортов;
д) внебрачное рождение детей.

17. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:
а) детоцентрический;
б) межпоколенный;
в) автономный;
г) регулирующий.
18. Альтернативными браками являются:
а) неполная семья;
б) конкубинат;
в) семья-клуб;
г) коммуна.

19. Патриархальная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;

г) количество детей в семье.

20. Какие теории в современной науке определяют понятие «нация»:
а) культурноцентристская теория;
б) биологическая теория;
в) полоролевая теория;
г) климатическая теория.

21. Смысл брака в религиозных системах состоит (дайте два верных ответа):
а) производстве потомства;
б) идентичности индивидуума;
в) эмоциональной открытости;
г) верности.

22. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»:
а) Н. Пезешкиан;
б) Пол Глик;
в) Л. Леви-Брюль;
г) В. Дружинин.

23. Период вступления в брак и зачатие первенца

б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;

24. Нуклеарная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

25. Подлинное и полное равноправие жены и мужа
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

26. К задачам развития молодой семьи относятся все, кроме одной:
а) дифференциация от родительской семьи;
б) установление границ общения с друзьями и родственниками;
в) разрешение конфликта между личными и семейными проблемами;
г) пересмотр супружеских отношений.
27. Длится от зачатия до рождения ребенка
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

28. На возникновение симпатии влияет все, кроме одной (исключите один неверный ответ):
а) физическая привлекательность;
б) социально-демографические характеристики;
в) особенности поведения в общении;
г) собственная самооценка.

29. Семья, которая обеспечивает требуемый min благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
а) нормальная семья;
б) идеальная семья;
в) реальная.

30. Многодетная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.

31. Равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены
а) бикарьерная семья;
б) эгалитарная семья;
в) неопатриархальная семья.

32. Период появления первого ребенка
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

33. Период дошкольного возраста
а) интерпретативная стадия;

в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

34. Согласно Э. Фромму, «бегством от одиночества» является:
а) придуманная любовь;
б) творческая деятельность;
в) альтернативный брак;
г) чувство вины.

35. Зрелая любовь возникает благодаря (выделите один верный ответ):
а) личностному росту партнеров;
б) братской любви;
в) влюбленности;
г) романтической любви.

36. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение задач (выделите два верных ответа):
а) определение границ семьи;
б) изменение типа родительского поведения;
в) согласование личных и семейных ценностей;
г) правила взаимодействия между супругами.

37. Большинство семей в России это:
а) семьи с обоими родителями;
б) семьи с одним родителем и детьми;
в) бездетные семьи;
г) ни один из ответов не является верным.

38. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы с одиночеством, уходом в себя и апатией.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

39. Воспитание детей
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

40. Период младшего школьного возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

41. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один из ответов неверен.

42. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.

43. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
а) верно;
б) неверно
в) не всегда

44. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.

45. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в:
а) прямой связи;
б) обратной связи;
в) нет никакой связи.

46. Появление первого внука
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.

47. Период подросткового возраста
а) интерпретативная стадия;
б) стадия формирования образа;
в) стадия авторитета ребенка
г) стадия взаимозависимости.

48. Наиболее надежный долгосрочный прогноз рождаемости можно составить по опросам о репродуктивных ориентациях:
а) жен;
б) мужей;
в) молодоженов;
г) детей.

49. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.

50. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:
а) состояние здоровья;
б) степень занятости на производстве;
в) интересы, склонности и умения каждого партнера;
г) все ответы верны.

51. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:
а) эгоцентризм;
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;
г) все ответы верны.

52. Нормальный кризис в жизни женщины это:
а) период первой беременности;
б) замужество;
в) карьерный рост;
г) первая любовь.

53. Сиблингами называют:
а) двоюродных братьев;
б) братьев и сестер;
в) сводных детей;
г) прародителей.

54. Жизненный сценарий по Э. Берну формируется:
а) на основе опыта жизни в родительской семье и родительского «программирования»;
б) на основе причинно-следственных связей;
в) на основе чувственного опыта;
г) на основе контакта с противоположным полом.

56. Выделите классиков семейного консультирования:
а) В. Сатир;
б) Б. Скиннер;
в) К. Витакер;
г) С. Минухин;
д) Э. Эйдимиллер.

57.Выделите три основных понятия структурной модели по С. Минухину:
а) структура семьи;
б) холоны или субсистемы семьи;
в) сценарий семьи;
г) границы семьи;
д) территория семьи.

Тест по курсу «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

1. В социологии, семья в узком смысле рассматривается как:

а) особая сфера жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей;

б) сложное социальное образование;

в) легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины;

г) все определения верны.

    С позиций социологии субъектом жизнедеятельности семьи является человек.

    В рамках данного курса личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

    Этнография описывает и анализирует своеобразие семьи с позиций: прошлого, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры прошлого. В прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п.

    Экономика семьи и домохозяйства рассматривает семью как экономический субъект.

    Социальная педагогика рассматривает семью как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства.

    В психологии «брак» определяется как:

а) сожительство мужчины и женщины;

б) отношения мужчины и женщины, регулируемые обществом;

в) это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

8. Функции семьи – это:

а) это основы жизнедеятельности семьи;

б) это способность семьи удовлетворять определенные потребности самих членов семьи, а также определенные потребности общества и государства;

в) это то, чем занимаются все члены семьи сообща;

г) все ответы верны.

    Чем отличаются специфические и неспецифические функции семьи?

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или

приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

    Являются ли синонимами термины «матримониальное поведение» и «брачное поведение»?

создание и прекращение партнерского союза - «матримониальное поведение» и «брачное поведение» - система действий и отношений, опосредующих выбор брачного партнера и вступление в брак. Да, являются.

    В чем суть брачного поведения?

Система действий и отношений, опосредующих выбор брачного партнера и вступление в брак. Иногда брачное поведение понимают более широко, включая в него и действия, направленные на прекращение брака, развод.

    Моногамная семья – это:

а) семья, которую создают один мужчина и одна женщина, супружество постоянно в течение всей жизни; сексуальные отношения возможны только внутри супружеской пары;

б) семья, которую создают мужчина и женщина под давлением родителей и в которой доминирует муж;

в) семья, в которой сексуальным отношениям супругов не придается большого значения.

13. Являются ли синонимами термины «нуклеарная семья» и «ядерная семья»? – наиболее широко распространенный в Европе тип семьи, состоит из представителей двух поколений – супружеской пары и их детей.

элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

сложная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

14. Основной характеристикой нуклеарной семьи является:

а) наличие супружеской пары и их детей;

б) наиболее широко распространенный в Европе тип семьи;

в) все ответы верны.

    Являются ли синонимами термины «нуклеарная семья» и «парная семья»?

простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок. Да, являются.

    Патриархальная семья – это:

а) брак одного мужчины с одной женщиной;

б) брак, основанный на доминировании старшего в роду мужчины;

в) при данном семейном укладе сыновья не отделяются от отцовской семьи, а приводят жен в семью;

г) все ответы верны.

17. Полигамия - это полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

18. Неполная семья:

а) является результатом развода;

б) чаще всего состоит из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из обязательных семейных ролей.

в) молодая семья, в которой еще не родились дети.

19. Неолокальтая локализация семьи – это:

а) пространственно-территориальная локализация семьи;

б) супруги имеют возможность жить отдельно от родителей;

в) пространственно-территориальная локализация городской семьи

г) все ответы верны.

    Дайте определение «конкубинату» - сожительство мужчины и женщины без заключения брака.

    Матрилинейное родство – это когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения.

    Детоцентристская моногамная семья:

а) ориентирована на рождение максимально возможного количества детей в семье;

б) воспитанием детей в семье занимаются родители;

в) большую часть времени детьми занимаются прародители;

г) снижается рождаемость и повышается ценность ребенка в семье.

    Дать определение стилю воспитания ребенка – «гиперпротекция»чрезмерная забота о детях. Близкий по значению термин - гиперопека.

    Дать определение стилю воспитания ребенка – «гипопротекция» - в крайнем варианте - полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.

    Дать определение стилю воспитания «потворствующая гипопротекция».

Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношение их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, переложить его вину на других, оградить его от заслуженного наказания. В итоге, оставшись без такого родительского покровительства, подростки не могут приспособиться к жизни.

    Дать определение стилю воспитания «потворствующая гиперпротекция».

В своем крайнем выражении этот тип приобретает характер воспитания "кумира семьи". Он характеризуется не столько постоянным контролем родителями за всеми мыслями, действиями и поступками ребенка, сколько в чрезмерной его опеке. Родные в этом случае стремятся освободить своего горячо любимого ребенка от малейших жизненных трудностей, от любых усилий, в т.ч. направленных на укрепление его физического здоровья. Этому сопутствует непрестанное восхищение ими мнимыми талантами ребенка, преувеличенная оценка его действительных способностей.

    Дать определение стилю воспитания «эмоциональное отвержение».

При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки"). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся ребенком, гонят подобные мысли, даже возмущаются, когда указывают им на это. Родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

    Дать определение стилю воспитания «повышенная моральная ответственность» - возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.

    Дать определение стилю воспитания «авторитарный» - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, воспитуемый выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания - родителя или педагога.

    Дать определение стилю воспитания «доминирующая гиперпротекция».

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения пугают ребенка, создают у него впечатление, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно". Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

    Дать определение стилю воспитания «жестокое обращение».

Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе.

    Дать определение термину «амбивалентные чувства».

Амбивалентные чувства - чувства разного знака, переживаемые одновременно. Когда, например, хочется плакать и смеяться одновременно.

Некоторые амбивалентные чувства - скорее смешанные чувства одного уровня. Другие амбивалентные чувства могут различаться по глубине: на поверхности одного чувство, в глубине души – другое.

33. Расширенная семья – состоит из представителей трех поколений – родителей одного из супругов, супружеской пары и их детей.

Расширенная семья - это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений.

В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники - тётки, дядья и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.

Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.

Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.

    Дать определение термину «сиблинг», «сибс».

Сибсы (сиблинги) (- брат или сестра) - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сёстры, но не близнецы. У животных - потомки одних и тех же родителей от разных помётов.

Частота появления какого-либо наследственного признака (в том числе наследственного заболевания) среди сибсов позволяет судить о характере наследования данного признака и прогнозировать вероятность его проявления у других потомков от данного брака (или от скрещивания у животных). Термин употребляется, главным образом, в генетике человека и генетике животных.

    Сложная нуклеарная семья - это:

а) семья, состоящая из нуклеарной семьи родителей и семей их выросших детей;

б) супруги и усыновленный ребенок (дети);

в) семьи сиблингов, находящихся в родственных отношениях;

г)(составная) - наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия).

36. Смешанная семья – это:

а) семья, которая состоит из «осколков» (частей) прежних семей;

б) семьи сиблингов, находящихся в родственных отношениях;

в) семья, состоящая из нуклеарной семьи родителей и семей их выросших детей.

    Дать определение термину «супружеская семья».

Супружеская семья имеет всеобщий характер, но роль ее в различных обществах различна. Кроме того, следует отметить, что полигамия не исключает образование супружеской семьи. Полигинические семьи (союз одного мужчины с несколькими женщинами) обычно состоят из живущих в одном месте моногамных семей. Как правило, полигиния имеет определенные пределы. С одной стороны, потому, что демографическое расстояние между двумя полами является довольно небольшим (примерно 10%), хотя возможно его увеличить за счет довольно часто встречающейся практики убийства новорожденных одного пола. Полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами) встречается реже (племя тода в Индии, некоторые народности, живущие в Тибете и Непале).

Более того, супружеская семья может состоять из супругов одного пола.

    Что такое «жизненный цикл семьи»? это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.

    Бесплодие – это:

а) физиологическая неспособность к зачатию;

б) физиологическая неспособность к деторождению;

в) нежелание человека иметь ребенка.

40. Линия репродуктивного поведения – это:

а) представления человека или пары о количестве детей, которое планируется родить;

б) ориентация личности или пары на малодетное, среднедетное и многодетное поведение;

в) определенная направленность и последовательность, проявляющаяся на протяжении жизненного цикла личности и семьи.

41. Дать определение термину «брачный градиент».

В целом, если брать три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент

42. Плодовитость – это:

а) способность взрослого человека к зачатию и рождению большого количества детей;

б) этот термин относится к животным, а не к человеку;

в) биологическая способность взрослого человека к зачатию и рождению определенного числа детей, независимо от степени фактической реализации этой способности;

г) все ответы верны.

43. Андрогин – это:

а) термин, введенный античными философами для обозначения сверхчеловека;

б) обозначает людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества при сохранении гетеросексуальной ориентации;

в) человек с сексуальными отклонениями в поведении.

44. Маскулинность и феминность – это:

а) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;

б) маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным, а феминность - с пассивно- репродуктивным, природным началом;

в) все ответы верны.

    Дать определение термину «одаренные дети».

Дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами.

    Дать определение термину «отклоняющееся поведение».

– поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.

47. Зрелость (взрослость) – это:

а) наиболее продолжительный период жизни человека;

б) тенденция к достижению развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности;

в) период жизни человека, когда возможно зачатие и рождение детей;

г) все ответы верны.

48. Инфантильная личность – это:

а) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту;

б) может проявляться при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии;

в) отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы

г) все ответы верны.

    Дать определение термину «половая идентичность».

Осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли.

    Дать определение термину «половое влечение».

Комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющий в своей основе биологические инстинкты, направленные на воспроизведение жизни.

51. Гендерная роль – проявляются в деятельности, статусе, правах и обязанностях индивидов в зависимости от половой принадлежности; имеют вид социальных ролей, нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания и проявляются в поведении.

52. Дать определение термину «эмпатия».

(1) когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; (2) викарная (замещающая) эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции и подражает им (разделение эмоций с другим человеком); (3) принятие в собственном сознании роли другого человека; (4) в теории личности Г. Салливана - невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания; (5) способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

53. Бесплодие - физиологическая неспособность к зачатию.

    Как проявляется самосохранительное поведение личности?

Самосохранительное поведение является частью общего поведения личности или группы людей (одним из видов которой является семья), относящейся предметно к определенной области жизни.

Как и всякое другое поведение, самосохранительное поведение представляет собой целостную по своим физическим и психическим компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявляемых психических актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, настроений и т.п.). Внешними стимулами поведения являются социальные ценности и нормы, внутренними - потребности. Внешними стимулами личности, семьи и общества, а также и другие социальные ценности, так или иначе связанные с ценностями, социальные нормы.

Самосохранительное поведение обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности психических компонентов: самосохранительные потребности, установки, мотивы, интересы, планы, решения, действия, результаты действий.

    Что такое «Семейная идентичность»?

Семейная идентичность - это «содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей». Другими словами, семейная идентичность - это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самоосознанностью личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» в «Мы».

    Психологическое здоровье семьи - это:

а) отсутствие в семье людей с психологическими проблемами;

б) состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи;

в) комплексный показатель социально-психологической активности ее членов.

    Перечислите составляющие «психологической устойчивости личности».

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.

Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

    Что такое «Самоконтроль» и включено в данный процесс?

процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

    Психологические мотивы рождаемости - это:

а) мотивы, которые побуждают к рождению ребенка благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, внутренние цели индивида;

б) поведение пары, ориентированное на рождение определенного количества детей;

в) мотивы, которые формируются в детстве и приводят к рождению определенного числа детей у человека.

    Что такое «Самооценка» и от чего она зависит?

это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

    Перечислите условия, снижающие психологическую устойчивость личности.

Психологическую устойчивость поддерживают: внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы.

Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

Факторы, поддерживающие самооценку;

Условия, способствующие самореализации;

Условия, способствующие адаптации;

Психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах).

Прожив некоторое время вместе, многие начинают задумываться вопросом, а на какой стадии развития находятся наши отношения, не пора ли что-нибудь изменить в них. поможет вам разобраться в ваших сомнениях. Тест состоит из двух частей: для жены и для мужа. На каждый вопрос выберите один из трех вариантов ответа.

Вопросы

Для мужа

1. Проводите ли вы хотя бы половину свободного времени с женой?

2. Используете ли вы любую возможность, чтобы похвалить жену, выразить свое восхищение ею?

3. Воздерживаетесь ли вы от сравнения жены с вашей матерью или женой друга в вопросах приготовления пищи, ведения хозяйства, если сравнение не в пользу вашей жены?

4. Проявляете ли вы интерес к интеллектуальной жизни жены, книгам которые она читает, ее пристрастиям?

5. Благодарите ли вы жену за услуги, которые она вам оказывает (стирку и т. д.)?

6. Разрешаете ли вы ей общаться с другими мужчинами и принимать от них дружеские знаки внимания, не делая ревнивых замечаний?

7. Следите ли вы за тем, чтобы не критиковать жену в присутствии посторонних?

8. Продолжаете ли вы до сих пор ухаживать за своей женой, преподнося ей подарки, оказывая постоянные знаки внимания?

9. Разрешаете ли вы ей часть денег из общего бюджета тратить по своему усмотрению?

10. Стараетесь ли вы вникать в проблемы жены и помогать ей в трудную минуту?

Для жены

1. Живете ли вы интересами мужа?

2. Не сравниваете ли вы его с другими более преуспевающими мужчинами?

3. Прилагаете ли вы усилия, чтобы сделать ваш дом более уютным?

4. Предоставляете ли вы вашему супругу полную свободу в его делах?

5. Учитываете ли вы вкус и интересы вашего мужа при покупке определенных вещей?

6. Стараетесь ли вы проводить свободное время, учитывая интересы вашего мужа?

7. При расхождении во взглядах идете ли вы на уступки?

8. Следите ли вы за новостями и другими событиями, фактами, чтобы понимать интеллектуальные интересы мужа?

9. Воздерживаетесь ли вы от критики друзей мужа?

10. Разнообразите ли меню?

11. Прилагаете ли вы усилия, чтобы жить в согласии с матерью мужа и другими его родственниками?

12. Высказываете ли вы недовольство тем, как ваш муж распоряжается своим временем?

13. Способны ли вы выдерживать финансовые трудности?

Инструкции

Подсчитайте общее количество баллов. Ответ «да» оценивается в 0 баллов, «изредка» – в 1 балл, «нет» – в 2 балла.

Результаты теста

0-5 баллов. Ваша семейная жизнь и установившиеся между вами отношения довольно благополучны. Ваш партнер по браку ощущает признательность по отношению к вам. Ваше мнение имеет для него большое значение. Партнер видит в вас Я отличного собеседника, надежного и заботливого друга.

5-10 баллов. В ваших отношениях ощущается некоторая нестабильность. Иногда имеет место безразличие с вашей стороны. Но особых конфликтов не возникает.

10-15 баллов. Отношения в вашей семье натянутые. Каждый из супругов чувствует неудовлетворенность. Между вами ощущается глубокое непонимание. Партнер не интересуется причиной ваших поступков и считает вас эгоисткой(ом). Все это приводит к частым ссорам и конфликтам в семье. Супруг(а) из-за этого находит другие увлечения, отнюдь не связанные с семейной жизнью. Причины кроются в вашем легкомысленном и порой эгоистичном отношении к партнеру и его чувствам. Вам необходимо задуматься над этим, причем как можно скорее.

15-20 баллов. Ваши семейные отношения находятся на грани разрыва. Ваш партнер только формально считает себя вашим супругом. У каждого из вас своя жизнь, вам чуждо взаимопонимание. Вполне возможно, что у вашего партнера давно уже есть другие интересы, не связанные с семьей.

«Для меня на свете друга лучше нет»

Наверняка вы не раз задавались вопросом, чем собственно вас так привлек этот мужчина? Совершенно не являясь красавцем и не выдавая умных речей, он остается для вас самым любимым человеком. Пройдя этот тест, вы сможете ответить на вопрос, почему же на него пал ваш выбор? Отметьте те варианты ответов, которые соответствуют вашим чувствам.

Вопросы

1. Когда вы сравниваете его с другими мужчинами, кажется ли он вам более привлекательным?

А) он самый привлекательный из всех мужчин;

Б) он привлекателен, но это не главный критерий для меня в выборе спутника жизни;

В) порой он прекрасен, а временами – ужасен;

Г) он неплохо выглядит, но есть мужчины и красивее него.

2. Кто, по-вашему, является наиболее сильным в вашей семье?

Б) оба равны;

В) по-разному бывает;

3. Чувствуете ли вы себя с ним в безопасности?

А) да, всегда;

Б) немного;

В) редко;

Г) в принципе да.

4. Бывает ли он агрессивным по отношению к вам?

А) да, но он так не считает;

Б) никогда;

В) да, и мне это неприятно;

Г) очень редко.

5. Хорошо ли вы его знаете?

А) достаточно;

Б) многое знаю о нем;

В) не перестаю удивляться;

Г) знаю о нем абсолютно все.

6. Он удачлив в сравнении с другими мужчинами?

А) ему все удается;

В) он только создает видимость благополучия;

Г) сам все усложняет.

7. Критикуете ли вы друг друга?

А) он чаще дает советы, а я их бесспорно принимаю;

Б) мы оба стараемся не критиковать друг друга;

В) постоянная критика меня просто раздражает;

Г) все относительно.

8. Как вы проводите свободное время?

А) хотелось бы отдыхать вместе, но я отношусь с пониманием к его желанию отдыхать одному;

Б) проводим его вместе;

В) слишком уж часто бываем вместе;

Г) порознь.

9. По сравнению с другими мужчинами может ли он претендовать на титул самого мужественного?

А) он достаточно мужественен;

Б) нет, и я этого не хотела бы;

В) вряд ли, но мне и этого достаточно;

Г) да, иногда он просто сама мужественность.

10. Кто из вас двоих чаще прибегает к совету другого?

Г) ни один из нас.

11. Каков ваш супруг в кругу своих друзей?

А) он всегда в центре внимания;

Б) находится в стороне;

В) задает тон;

Г) любимец компании.

12. За кем из вас всегда последнее слово в решении какого-то вопроса?

А) мы всегда находим общий язык;

Б) нам всегда необходимо много времени, чтобы решить какие-то вопросы;

В) у нас всегда бурные споры;

Г) решение зависит от меня.

13. Думали ли вы хоть иногда уйти от него?

А, б) нет;

14. Есть ли среди ваших поклонников соперники за вашу благосклонность?

А) нет, потому что он этого не допускает;

Б) нет, потому что я верная супруга;

В) редко;

Г) да, довольно часто.

15. Как он оценивает свои прошлые отношения?

А) плохо, не может понять, как такое могло произойти;

Б) все еще обижен;

В) говорит о них совершенно спокойно;

С) с удовольствие вспоминает о них.

16. Что вас больше всего волнует, когда вы думаете о своем муже?

А) счастлива, что нахожусь рядом с ним;

Б) чувствую, что очень люблю его;

В) все зависит от момента и обстоятельств;

Г) на меня весьма положительно влияет его любовь.

17. Если ваш муж возвращается домой под утро, ваши действия.

А) просто жду;

Б) мягко вызываю его на откровенность;

В) веду себя спокойно, надеясь, что он все сам расскажет;

Г) закатываю ему сцену.

18. В чем он вас несправедливо упрекает?

А) в беспомощности;

Б) во всезнайстве;

В)в резкости;

Г) в недоброжелательности.

19. Ваше отношение к прежнему поклоннику.

А) чувствую себя близкой ему;

Б) нахожусь в дружеских отношениях;

В) держимся на расстоянии;

Г) испытываю трепет при встрече.

20. Какое из четырех высказываний вам наиболее близко?

А) мой муж помогает мне почувствовать вкус жизни, проявить свои способности;

Б) мой муж дает мне почувствовать, что я нужна ему;

В) если моего мужа во мне что-то не устраивает, он сразу говорит мне об этом;

Г) мой муж старается следовать моим советам.

Инструкции

Подсчитайте, ответы под какой буквой повторяются у вас чаще других.

Результаты теста

Большинство ответов под буквой «а». Вы не просто любимая жена мужа, но вы являетесь ярой его поклонницей. Вас многое с ним соединяет: и ласка, и доверие, и понимание. Он для вас – предмет обожания. Помните: за каждым успешным мужчиной стоит успешная женщина. Именно вы вывели его на почетное место. Часто вы сами предпочитаете находиться в тени, давая возможность раскрыться во всем своему супругу. Но не стоит все-таки слишком обожествлять его, должно найтись место и для критики.

Большинство ответов под буквой «б». Вам хотелось бы не расставаться с мужем ни на минуту. Вы не можете идти по собственному пути. Вы постоянно стараетесь опекать супруга. При выборе партнера вы опирались главным образом на такие качества, как верность и преданность. За повседневными заботами, стараясь во всем угодить своему мужу, вы забываете о своих удовольствиях и часто об удовольствиях своего мужа. Хоть немного попробуйте побыть эгоисткой.

Ответы под буквой «в». Вы едины и душой и телом. Вы искали самостоятельного и взрослого партнера. Вы оба ведете постоянную борьбу за власть, потому что самостоятельные мужчины не привыкли уступать, они привыкли быть лидерами. Было бы все гораздо проще, если бы вы хоть иногда давали понять, что нуждаетесь в охране и опеке. Разве не по этой причине вы и искали такого мужчину?

Ответы под буквой «г». Вы постоянно стремитесь быть лидером. Никто и ничто не может вас удержать в вашем стремлении. Вашему супругу остается только безропотно принимать вас такой, какая вы есть. С помощью флирта вы способны быстро растопить его сердце. Он сильно привязан к вам и порой чувствует себя неуверенно, вы это хорошо ощущаете и иногда критикуете его за это, потому что на самом деле вы искали более сильного партнера.

Семейный бюджет

Эффективно ли вы планируете свой семейный бюджет? Часто ли у вас вспыхивают споры по этому поводу? На самом деле, это зависит от личности каждого человека и закладывается еще в раннем детстве. Этот тест поможет вам найти ответы на волнующий многих вопрос. Пройти тест необходимо обоим супругам. Просто выберите ответ который наиболее вам подходит.

Вопросы

1. Кто в вашей семье раньше принимал решения по финансовым вопросам?

В) и отец и мать;

Г) другие.

2. Имели ли ваши родители:

А) общие деньги на все расходы;

Б) и отдельные, и общие деньги;

В) другой раздел денег.

3. В вашем детстве мать работала вне дома?

В) иногда да.

4. Как бы вы оценили свое умение справляться с финансовыми проблемами?

А) отлично;

Б) хорошо;

В) средне;

Г) плохо.

5. Если бы вы неожиданно получили 50 тыс. рублей, то:

А) потратили бы все на текущие расходы;

Б) отложили бы все;

В) оплатили бы все долги и счета;

Г) часть потратили бы, а часть – отложили.

6. Как бы вы описали свое отношение к деньгам?

А) их всегда не хватает;

Б) обычно их хватает, но я едва свожу концы с концами;

В) трачу очень экономно, думая о том, что можно еще купить.

7. Каким образом, на ваш взгляд, должны решаться финансовые вопросы в браке?

А) у супругов должен быть общий бюджет, но кто-то один из них должен заниматься регулированием этих вопросов;

Б) у супругов должен быть общий бюджет, и они должны совместно принимать решения о расходах;

В) супруги должны держать деньги отдельно, а на общие расходы должна быть общая касса.

8. Вы чувствуете себя хорошо, расходуя деньги на:

А) себя (одежда, развлечения, путешествия);

Б) друзей (подарки);

В) других членов семей;

Г) другие дела.

9. Считаете ли вы, что жена (муж) должны работать по специальности?

А) безусловно, да;

В) да, при условии, что дети уже не требуют полного ухода и опеки, либо в связи с материальным положением в семье.

Инструкции

За каждый ответ, совпавший с ответом супруга, вы получаете 10 баллов. За каждый ответ, который не совпадает, но очень похож – 5 баллов. За совершенно разные ответы – 0 баллов.

Результаты теста

80-100 баллов. Вы прекрасно можете решать «финансовые проблемы самостоятельно. Каждый из вас отлично справляется с этими вопросами.

60-80 баллов. Ваши небольшие способности в решении финансовых проблем могут стать источником определенных трудностей, но все поправимо. 40–60 баллов. Между вами постепенно нарастают большие финансовые проблемы. Это стало огромным барьером, который может оказаться непреодолимым.

Менее 40 баллов. Вам категорически запрещено делать какие-либо даже малейшие расходы без совета с компетентным в этой области человеком. Финансовое положение вашей семьи находится на грани краха.

Сохраните ли вы свою любовь?

Сможете ли вы, прожив определенное время в браке, сохранить свою любовь? Не растеряли вы еще свои чувства? Если хотите узнать ответы на эти вопросы, пройдите этот несложный тест, который требует только однозначного ответа «да» или «нет». Тест разделен на две части: для жены и для мужа.

Вопросы

1. Мой муж часто сердится на меня.

2. Мой муж с удовольствием разделяет мои увлечения.

3. Мой муж считает, что мы – разные.

4. Моему мужу нравится, как я выгляжу.

5. Мой муж меня понимает.

6. Муж не одобряет моих подруг.

7. Иногда мне кажется, что я не подхожу своему мужу.

8. Мой муж все время поощряет меня.

9. Мой муж хотел бы, чтобы я больше зависела от него.

10. Мой муж считает меня слишком романтичной.

11. Я нравлюсь мужу такой, какая я есть.

12. Муж иногда посмеивается надо мной.

13. Мой муж не всегда одобряет мои действия.

14. Муж вполне доволен нашей личной жизнью.

15. Мой муж старается относиться ко мне как к равной.

16. Мой муж признает, что не всегда бывает прав.

17. Мой муж воспринимает меня не только как жену, но и как близкого друга.

18. Муж не ревнует меня к друзьям-мужчинам.

19. Я иногда смущаюсь мужа.

20. Мой муж допускает, что я могу иметь собственное мнение.

21. Мой муж иногда рассказывает о моих недостатках своим друзьям.

22. Мой муж ревнует меня ко всем друзьям.

23. Мой муж верит в меня.

24. Муж бывает рад моим успехам на работе.

25. Мой муж высоко меня ценит.

26. Мой муж уважает мои желания.

27. Мужу нравится моя самостоятельность.

28. Мой муж часто обижает меня.

29. Мой муж безосновательно ревнив.

30. Скорее всего я не отвечаю его представлениям об идеальной жене.

Инструкции

Результаты теста

26-30 баллов. Ваш брак удачен. Ваш муж любит и уважает вас, любовь не покидает вашу семью. Вам повезло встретить такого человека. Вам предстоит долгий и счастливый брак.

21-25 баллов. Вы чувствуете, что муж понимает и ценит вас, но не все гладко в ваших отношениях. Иногда возникает недопонимание. Но это не может стать препятствием для вашей любви. Вам просто необходимо быть чуть откровеннее друг с другом и не бояться разговоров по душам.

16-20 баллов. Вы часто сомневаетесь в чувствах вашего мужа по отношению к вам, и не зря: иногда он бывает действительно холоден с вами. Поговорите с мужем, возможно, не все так страшно, как кажется.

Менее 15 баллов. Вам совершенно неуютно с вашим мужем. Отсутствуют не только взаимопонимание, но и чувства. И любовь вряд ли выживет в таких условиях.

Для мужа

1. Моя жена меня понимает.

2. Жена считает меня хорошим отцом.

3. Жена считает, что я помешан на работе.

4. Моя жена в меня верит.

5. Моя жена очень ревнива.

6. Моя жена довольна распределением наших обязанностей.

7. Моя жена относится ко мне как к равному.

8. Жена слишком критично ко мне относится.

9. Мою жену не смущают мои деловые отношения с женщинами-коллегами.

10. Жена часто сердится на меня.

11. Мне есть, что скрывать от своей жены.

12. Моя жена считает меня привлекательным.

13. Жена считает, что я недостаточно эмоционален.

14. Жена не одобряет моих встреч с друзьями.

15. Жена умеет справляться с моими приступами мальчишества.

16. Если в компании я веду себя не очень уверенно в присутствии жены, она расстраивается.

17. Жена хочет, чтобы я был романтичнее.

18. Моя жена разделяет мои увлечения.

19. Мне кажется, что я не вполне оправдываю ожидания своей жены.

20. Моя жена хотела бы проводить со мной больше свободного времени.

21. Жена часто указывает мне на мои недостатки.

22. Моя жена думает, что я скоро буду полностью зависеть от нее.

23. Моя жена довольна нашей личной жизнью.

24. Моя жена умеет ухаживать за мной, не становясь при этом назойливой.

25. Я нравлюсь жене таким, какой я есть.

26. Моя жена отлично ладит с моими родителями.

27. Моя жена считает, что супружеские отношения надо строго контролировать.

28. Моя жена может унизить меня при посторонних.

29. Моей жене комфортно в компании моих друзей.

30. Моя жена может сделать так, что я чувствую себя виноватым.

Инструкции

Подсчитайте сумму набранных вами баллов.

Результаты теста

26-30 баллов. У вас полная гармония. Жена любит и принимает вас таким, какой вы есть. Любовь будет жить в вашем доме вечно.

21-25 баллов. Ваше семейное счастье во многом держится на заботе, ласке и понимании вашей жены. Не всегда у вас все складывается идеально, но в целом ваш брак можно назвать счастливым.

16-20 баллов. Жена недостаточно доверяет вам, порой относится критически. Ощущение неодобрения со временем может стать постоянным. Обдумайте свое поведение, присмотритесь к ее поведению, все взвесьте и только потом делайте какие-то выводы. Обсудите с женой волнующие вас моменты. Возможно, у вашей любви еще есть шансы на долгое и счастливое будущее. Главное – не упустить время.

15 и менее баллов. Вам кажется, что нежные чувства, любовь и семья – это не про ваши отношения, и это, к сожалению, так. Пора ставить вопрос не о том, как долго проживет любовь, а как ее возродить.

www. *****

Контрольные тесты по дисциплине “психология семьи и семейного воспитания»

Раздел 1. Тестовые задания

1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».

2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………

3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья - активное начало; она никогда не оста­ется неизменной, а переходит от низшей формы к выс­шей, по мере того, как...................развивается от низшей ступени к высшей.

4. Под функциями семьи понимают:

а) её обязанности по отношению к обществу;

б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;

в) структуру потребностей членов семьи.

5. Функции семьи тесно связаны:

а) с потребностями общества в институте семьи;

б) с базовыми потребностями человека;

в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;

г) с требованиями общества к семейной организации.

6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:

а) экономическая;

б) хозяйственно-бытовая;

в) социально-статусная.

7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:

а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений ;

б) уровень экономического благополучия членов семьи;

в) любовь между супругами.

8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета »:

а) патриархальная;

б) детоцентрическая;

в) супружеская.

Раздел 2. Тестовые задания

1. Является ли верным утверждение о том, что семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии?

а) да; б) нет.

2. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состоя­ния каждого отдельного члена?

а) да; б) нет.

3. Определите, какая из предложенных концепций не имеет отношения к системному подходу в рассмотрении семьи:

б) концепция социальной идентичности;

в) концепция «эмоционального котла»;

г) концепция развивающейся структуры.

4. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами (выберите два правильных ответа):

а) отношения; б) взаимодействия; в) подсистемы; г) границы.

5. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители; в) сиблинги;

б) родители; г) все ответы верны.

6. Семейные правила – это:

а) договорённость между членами семьи;

б) неосознаваемые процессы;

в) устойчиво используемые способы поведения.

7. В западной психологии время наступления первого кризиса в аспекте развития семьи относят к стадии:

а) романтической влюблённости;

б) создания брачного союза;

в) появления первенца.

8. Столкновение с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни характерно для:

а) периода поступления ребёнка в школу;

б) стадии создания брачного союза;

в) периода полового созревания детей.

9. Конфликт поколений, при условии совместного проживания молодой семьи с родительской семьёй одного из супругов, может быть вызван:

а) личностными особенностями членов семьи;

б) несовпадением ценностных ориентаций;

в) несогласованностью ролевых приоритетов.

10. Вставьте пропущенные слова: «Исходя из системного понимания семьи, её жизнь подчиняется двум законам: закону …………….. и закону ………………..

Раздел 3. Тестовые задания

1. Исходя из определения понятия супружеских взаимоотношений, основным критерием оценки успешности брака является:

а) степень близости партнёров;

б) удовлетворённость браком;

в) автономность личности.

2. Функцией добрачного периода не является:

а) накопление совместных переживаний;

б) планирование семейного бюджета;

в) проверка решения о возможности семейной жизни.

3. Теория комплиментарных потребностей в выборе брачного партнёра Р. Уинча основывается:

а) на принципе притягивания противоположностей;

б) на принципе схожести ценностных ориентаций партнёров;

в) на принципе схожести потребностей.

4. Наиболее значимым для предбрачного периода является:

а) длительность ухаживаний;

б) качество ухаживаний;

в) мотивация вступления в брак.

5. Какая позиция К. Роджерса в анализе брачных отношений идёт вразрез с традиционно принятыми правилами «сглаживания острых углов»:

а) необходимость свободного выражения чувств в браке;

б) о превращении бессознательного отношения к партнёру в осознанное;

в) о наличии невротических потребностей.

6. Родительская модель взаимоотношений в браке реализуется посредством психологического механизма:

а) проекции;

б) идентификации;

в) интроекции.

7. Сиблинговая модель отношений в браке основана на:

а) на критичность супругов друг к другу;

б) на взаимосвязях с родительской семьёй;

в) на опыте вазимоотношений с братьями или сёстрами.

8. Для объяснения динамических процессов, имеющих место при построении счастливых браков используют:

а) концепцию факторов;

б) концепцию психологических задач.

Раздел 4. Тестовые задания

1. Психолого-педагогическим результатом воспитания является:

а) степень адаптированности человека в социокультурной среде;

б) уровень воспитанности ребёнка;

в) контролируемость поведения.

2. Считается, что типы воспитания, распространенные в обществе, являются главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры в теории:

а) психоаналитической теории З. Фрейда;

б) эпигенетической теории Э. Эриксона;

в) психогенной теории Л. Демоза.

3. Согласно теории М. Мид, неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества присуща типу культуры, которая была названа:

а) постфигуративной;

б) кофигуративной;

в) префигуративной.

4. Основой перинатальной психологии является:

а) психоаналитическая теория З. Фрейда;

б) теория перинатальных матриц С. Грофа;

в) теория функциональных систем П. Анохина.

5. Вставьте пропущенное слово: «Появление ребёнка означает появление в семье новой …………….., что влечет за собой сложную реорганизацию супружеских взаимоотношений и всей системы семьи.

6. Эффективная реализация родительских функций подразумевает:

а) наличие специального образования;

б) формирование специфических ролевых качеств;

в) организацию особых условий.

7. Трудность приспособления к роли родителя связана:

а) с социокультурными особенностями среды;

б) с отсутствием специальной подготовки родителей;

в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.

8. Вставьте пропущенное слово: «В родительской роли объединяются биологические, психологические, социальные и культурные функции воспроизводства человека. Особенности её реализации обусловлены мерой освоения человеком объективных социальных норм и требований, а также его …………………… установками на принятие данной роли.

9. Интерес к изучению материнства возник в психологии в связи:

а) с важностью роли матери в формировании личности ребёнка;

б) с развитием педагогики;

в) с развитием общества.

10. Вставьте пропущенное слово: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что содержание материнства должно рассматриваться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для ……………… и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

11. Понятие материнства в эволюционном подходе связывается:

а) с инстинктом самосохранения;

б) с вынашиванием, выкармливанием и заботой о потомстве;

В) с самоактуализацией женщины.

12. в качестве базовой характеристики материнства выделяет:

а) личностную сферу матери;

б) комплекс родительских инстинктов;

в) материнскую потребностно-мотивацинную сферу поведения

13. О каком блоке потребностно-мотивационной сферы поведения идёт речь: «Отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния»:

а) потребностно-эмоциональном;

б) операционном;

в) ценностно-смысловом.

14. По мнению Г. Крайга, важнейшим условием, обеспечивающим влияние отца на ребёнка, является:

а) как можно более раннее начало общения отца и ребёнка;

б) наличие чувства глубокой привязанности к ребёнку;

в) сила родительского инстинкта.

15. Верно ли мнение, что отцовство – это врождённое, биологически заданное образование?

а) да; б) нет.

16. О каком компоненте структуры родительства идёт речь: «Осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка»:

а) когнитивном; б) эмоциональном; в) поведенческом.

17. Совокупным выражением всех компонентов структуры феномена родительства является:

а) установки;

б) стиль семейного воспитания;

в) отношение к ребёнку.

Раздел 5. Тестовые задания

1. Определить, о каком явлении идёт речь: «Избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними»?

2. К характеристикам детско-родительских отношений не относится:

а) относительная непрерывность и длительность во времени;

б) амбивалентность в отношениях;

в) неизменяемость с течением времени.

3. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются:

а) с точки зрения воспитательной функции;

б) с точки зрения филогенетического развития;

в) с исторической точки зрения.

4. Определите, о каком явлении идёт речь: «Характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»?

5. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения; готовность родителей прийти на помощь»:

6. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «Обостренное внимание и забота о подростке в сочетании с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов»:

а) гипопротекция;

б) доминирующая гиперпротекция;

в) потворствующая гиперпротекция.

7. Особые характеристики семей с приёмными детьми, связаны с:

а) неадекватностью родительских позиций в сфере социально-перцептивных особенностей;

б) особой атмосферой взаимоотношений;

в) у приёмных семей нет никаких отличий.

Вопросы к зачету

1. Становление психологии семейных отношений.

2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.

3. Типология моделей семьи.

4. Основные функции семьи и их характеристика.

5. Психологические концепции создания семьи.

6. Психологические особенности супружеских отношений.

7. Психологические особенности детско-родительских отношений.

8. Модели семейного воспитания.

9. Понятие феномена родительства и его структура.

10. Психология формирования родительства.

11. Роль матери в воспитании детей.

12. Роль отца в воспитании детей.

13. Семья и родительство с точки зрения перинатальной психологии.

14. Семья как система. Основные положения системного подхода.

15. Динамика развития семьи (жизненный цикл).

16. Понятие дисфункциональной семьи.

17. Типичные нарушения коммуникации в семье.

18. Конфликты в семье и их влияние на процессы воспитания.

19. Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

20. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье.

21. Особенности воспитания ребёнка в приёмной семье.

22. Методы диагностики супружеских отношений.

23. Методы диагностики детско-родительских отношений.

24. Технологии работы психолога с семьёй в ДОУ.

Основная литература

1. Абрамова психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001..

2. Дружинин семьи. – Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

3. Овчарова сопровождение родительства. – М.: Изд-во психотерапии», 2003.

4. Овчарова родительства. – М.: Академия, 2005.

5. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. : Учебник для студентов высших и ср. спец. учебных заведений. – М.: Т. Ц. «Сфера», 2000.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. . - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Райгородский семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

Дополнительная литература

1. , Байярд. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. - М., 1991.

2. Беличева превентивной психологии. – М., 1996.

3. Берулава основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Винникотт с родителями /Пер. с англ. , . - М.: Независимая фирма “Класс”, 2002.

5. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учреждений / , и др. – М.: Просвещение, 2003.

7. Овчарова работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.

8. Овчарова книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002.

9. , Сажина -психологическая помощь сельским подросткам группы риска. – Курган: КГУ, 2003.

10. Пряжников активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997.

11. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: Сост.: , и др. - Ярославль, 1996.

12. Рахматшаева общения. - М., 1995.

13. Семья и формирование личности / Под ред. . – М., 1989.

14. . Добряков P. В.. Никольская диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь. 2003.

15. Юдина диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.